Фото Сергей Киселев\агентство городских новостей "Москва"
Почти половина партий отказались принимать участие в региональных и местных избирательных кампаниях 2017 года. В Комитете гражданских инициатив (КГИ) Алексея Кудрина считают, что налицо рекордное снижение интереса к выборам, только теперь это демонстрируют уже не избиратели, а сами политструктуры. Эксперты связывают это с существованием в России большого количества «фальшивых» партий и чрезмерными требованиями законодательства.
По словам экспертов КГИ, активность большинства партий в ходе единых дней голосования продолжает снижаться год за годом. «Даже в ряде территорий высокой формальной конкуренции на выборах фактическая агитационная активность партий и кандидатов остается довольно низкой», – указали они в своем докладе.
Отрицательная же динамика началась с 2014 года, когда от партий опять стали требовать подписи избирателей для регистрации кандидатов. В тот год от избирательной кампании устранились лишь 19 партий, в 2015-м их количество выросло до 25, годом позже – до 28. При этом все эти годы количество партий еще не было таким большим. В нынешней же кампании решила не участвовать почти половина зарегистрированных партий – 33 из 76.
Статистически это выглядит так: 2012 и 2013 годы – отказы одной партии соответственно из 27 и 54, 2014-й – уклонились 19% из 69 партий, 2015-й – 34% из 74, 2016-й – 38% из 74. Нынешние 46% отказников, таким образом, настоящий рекорд. «Многие из партий «успокоились» и практически перестали принимать серьезное участие в выборах. Это Партия роста, ПАРНАС, «Зеленые», «Гражданская платформа» и «Гражданская сила», – отмечается в докладе.
Партии все меньше действуют даже на первоначальном этапе избирательных кампаний, отмечается в докладе: «Можно констатировать некоторое «затухание» электорального процесса, – во всяком случае, на этапе выдвижения и регистрации кандидатов». Помимо прочего стало меньше и самовыдвиженцев – с 2016 года этот показатель упал на одну треть, составив всего лишь несколько десятых процента. Эксперты объясняют это тем, что политически активные граждане считают выдвижение от партии более надежным способом попасть на выборы.
В КГИ напомнили, что, согласно закону «О политических партиях», партия теряет свой статус, если не принимает достаточно активного участия в выборах на протяжении семи лет. «Это и может быть причиной пассивного поведения некоторых игроков: партии, проявившие себя на прошлогодних выборах, теперь не опасаются ликвидации до 2023 года», – предположили эксперты Кудрина.
Они называли и другие причины пассивного поведения партий. Например, тот факт, что ряд из них, по сути дела, фальшивые. Отметили эксперты и обесценивание депутатского мандата, и уменьшение объема доступных средств для создания новых и раскрутки малоизвестных партийных проектов.
При этом КГИ выявлено сохранение традиционной тенденции на использование административного ресурса для продвижения «Единой России» и других парламентских партий – КПРФ, ЛДПР и «Справедливой России».
Помимо прочего КГИ проанализировал и шансы партий на предстоящих выборах в региональные парламенты. По мнению экспертов, лидирующие позиции, конечно, занимает партия власти, второе место делят КПРФ и ЛДПР, при этом непарламентские партии несопоставимо с ними слабы. По данным КГИ, подавляющее их большинство не смогло пройти процедуру регистрации и не будет участвовать в выборах в региональные заксобрания.
Есть тем не менее и небольшие положительные тенденции. Среди них – увеличение числа зарегистрированных кандидатов по сравнению с прошлым годом. Уровень отсева на стадии регистрации в этом году составил 19%, в 2016-м этот показатель составил 27%, в 2015 году – 39%.
Основной повод для отказа в регистрации кандидатам как на выборах в заксобрания регионов, так и в городские органы власти – выбраковка подписей, отметили в КГИ. Ситуацию осложняют жесткие требования к подписям и нормы, позволяющие признать реальные подписи недействительными, поясняют аналитики.
«Главная особенность текущей избирательной кампании – это практически отсутствие ее видимости для самих избирателей», – напомнил «НГ» юрист центральной коллегии адвокатов Сергей Савченко. Еще одна причина, по его мнению, – в жестком избирательном законодательстве и большом количестве ограничений, связанных с ведением агитации. Встречи кандидатов во дворах теперь приравнены к митингам и требуют согласования с властями, за использование в печатных агитационных продуктах авторских материалов без согласия авторов кандидат может слететь с дистанции, изображения третьих лиц запрещены и т.д. Таким образом, если партии честно соблюдают предписанные правила, то «их агитационная работа становится почти незаметной». При этом как положительную новость эксперт отметил, что в этом году мало случаев «нечестной борьбы», в том числе давления на кандидатов.