Григорий Явлинский обвинил власть в неправильном использовании исторического опыта страны. Фото со страницы партии «Яблоко» в «ВКонтакте»
Григорий Явлинский провел параллель между сегодняшней российской политической реальностью и временами правления большевиков. Он обвинил президента России Владимира Путина в том, что тот не просто проводит в жизнь идеологию современного большевизма, а все активнее возвращает страну к сталинской системе. Эксперты отметили, что Явлинский, готовясь к президентским выборам, вынужден ужесточать риторику, чтобы привлечь к ним хотя бы своих избирателей.
Явлинский в статье «Большой террор и современный большевизм», написанной к 80-й годовщине этого трагического эпизода российской истории, по поводу сегодняшнего дня заявил: «Как практическая политика и идеология – современный большевизм Путина пока еще частично, но все активнее воспроизводит сталинскую систему».
Основатель «Яблока» выявил более десятка совпадающих признаков. По его мнению, Конституция сегодня не действует, она фактически превращена в ширму – то есть полная аналогия со сталинской Конституцией 1936 года. Как и тогда, по его словам, режим использует судебную и правоохранительную систему как карательную, более того, в стране совершаются политические убийства и внесудебные расправы в самых разных формах. Из других совпадений – это подписание госдоговоров, которые власть не собирается исполнять (например, договора о границе с Украиной), избирательное исполнение принятых законов, узурпация власти через фальсифицированные выборы, произвол спецслужб.
Моральный климат во власти Явлинскому тоже напоминает о прошлом – это использование принципов «цель оправдывает любые средства» и «люди – мусор», демонстративное безразличие власти к количеству жертв среди военных, отправляемых официально или неофициально в зоны военных действий. Не забыл яблочник об арестах и реальных сроках для деятелей культуры по сфабрикованным обвинениям в терроризме и экстремизме.
Явно напоминает 30-е годы прошлого века и международная ситуация, подчеркнул Явлинский. Он напомнил о нарастающей конфронтации России с Европой и другими странами, о материальной поддержке в них «маргинальных, радикальных и профашистских, самых неконструктивных квазиполитических групп».
«Упорные попытки Путина сохранить преемственность с системой сталинского большевизма, построенной на крови и сделавшей государственный террор формой своего существования, – одна из важнейших причин бесконечной государственной лжи, бесправия и насилия в нашей стране», – считает Явлинский.
Как известно, при большевиках не было настоящих выборов, а участие в показных было бесполезным, так что не очень понятно, почему Явлинский все-таки намерен баллотироваться. Представителей «Яблока», впрочем, этот разрыв не смутил. Зампред «Яблока» Николай Рыбаков пояснил «НГ», что «мы хотим изменений мирным путем – и участие в выборах имеет смысл». Последний в том, что «если люди согласятся с такой позицией и придут на выборы в большом количестве, то никакие махинации и фальсификации будут не страшны».
Член политкомитета «Яблока» Сергей Митрохин после указания на постоянную имитацию выборов нынешней властью все же заявил: «Но участвовать надо: по-другому менять систему невозможно. Как показывает история, в результате революции к власти приходят отвратительные люди. А на выборах нужно агитировать и выставлять наблюдателей, менять сознание людей».
Нашелся у яблочников и ответ на такой вопрос – а что в большевистской власти делает член политкомитета партии – глава Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Игорь Артемьев. Рыбаков пояснил, что Артемьев занимает контрольную должность, а не руководящую: «Наша партия всегда предлагала, чтобы контрольные должности были в руках у оппозиции. Артемьев работает на страну, он не часть режима». Митрохин же пояснил, что Артемьев проводит партийные принципы внутри системы. «Можно, конечно, ни в чем, связанном с государством, вообще не участвовать, но тогда надо не платить налоги и уйти в подполье. Но в подполье можно встретить только крыс. А мы хотим поменять систему», – сказал он.
И хотя еще несколько лет назад «Яблоко» поддерживало внешнюю политику Кремля, но теперь, пояснил Рыбаков, смена позиции партии объясняется сменой вектора Кремлем: «В ранние годы у Путина и внешняя политика была совсем другой: мы были мирной страной и дружили с Западом. Изменилась позиция власти, а не наша». Митрохин же жестко подчеркнул, что в своей статье Явлинский имеет в виду весь период правления Путина.
Партийцы по-разному прогнозируют реакцию Кремля на резкие высказывания Явлинского. «Кремль может отреагировать на нашу позицию жестко. Она очень болезненна для власти по многим вопросам, но если мы будем молчать, то какой тогда смысл в нашей партии?» – сказал Рыбаков. Митрохин предполагает, что власть все проигнорирует.
Глава политической экспертной группы Константин Калачев отметил, что «это уже логика президентской кампании – Явлинский понимает, что без ужесточения риторики и повышения интереса у избирателей расширить электоральную нишу ему не удастся». По его мнению, расчет на то, что оппозиционным избирателям голосовать больше будет не за кого. И тогда можно привлечь тех избирателей, которые считали «Яблоко» сервильной и системной партией. «Явлинский скорее всего считает, что это его последняя кампания, и не хочет уйти в небытие. Поэтому и радикализуется», – сказал Калачев.
Руководитель Центра политико-географических исследований Николай Петров напомнил «НГ», что риторика Явлинского ужесточилась еще с мая: «Это игра на опережение, «Яблоко» из квазисистемной партии превратилась в пострежимную». Прежде всего потому, что «Явлинский и его партия поняли, что возможностей при этом режиме у демократов нет – и мы видим действительно сжигание мостов». И хотя, по мнению Петрова, решение о радикализации скорее неудачное в тактическом плане, но для «Яблока» оно вынужденное – пять лет назад партия имела госфинансирование и недалеко стояла от системных игроков, однако сегодня на сотрудничестве с властью явно поставлен крест. «Это ход стратегический, своеобразный задел на будущее, когда политическая сила выступает жестким оппонентом власти. При смене режима это может окупиться, хотя сейчас большой надежды на это и нет», – отметил он.
По поводу последствий такой стратегии эксперты высказали разные точки зрения. Калачев предположил, что на высказывания Явлинского власть никак не отреагирует. Это не скажется и на его регистрации кандидатом, потому что критика с его стороны станет лишь частью общей драматургии предстоящей кампании: «Явлинский поможет власти убедить избирателей, что выборы настоящие, с участием радикальных противников режима. А потом еще и покажет свой маленький процент». Петров же заявил, что Явлинскому его риторика может выйти боком: «Хотя пока модель выборов не ясна, но трудно себе представить, что такой жесткий, последовательный и ярый критик режима может выступить официальным оппонентом Путина».