Эксперты КГИ под руководством Алексея Кудрина констатировали, что конкуренции на выборах практически не осталось. Фото Артема Коротаева/ТАСС
Комитет гражданских инициатив (КГИ) Алексея Кудрина представил доклад о губернаторских кампаниях в 16 регионах страны. Эксперты КГИ заявили о почти полном исчезновении конкуренции главным образом из-за муниципального фильтра. Однако из исследования видно, что думская оппозиция чаще всего и не пыталась перепрыгнуть этот барьер. Руководство парламентских партий, похоже, сознательно отказалось от политической борьбы, чтобы не разрушить пресловутый «крымский консенсус», а значит, успешно пройти тест на лояльность Кремлю. Ведь, судя по всему, в том числе и по его результатам будет определяться персональная конфигурация предстоящих выборов президента.
В преддверии единого дня голосования 10 сентября в тех субъектах РФ, где проходят выборы губернаторов и законодательных собраний, начался агитационный этап. Уже с 12 августа кандидаты могут появляться на ТВ и в печатных СМИ, размещать свою рекламу на улицах, атаковать электорат листовками и газетами. Однако эксперты КГИ Александр Кынев, Аркадий Любарев и Андрей Максимов в докладе об итогах выдвижения и регистрации претендентов на губернаторские посты делают вывод, что по-настоящему конкурентной не выглядит ни одна кампания.
Из 107 выдвинутых кандидатов зарегистрировано 75, то есть в среднем 4,7 человек на одно место. В КГИ привели статистику кампаний предыдущих годов, начиная с 2012-го, когда были восстановлены прямые выборы глав регионов. Из этих данных следует, что вроде бы в этом году данный показатель не так уже и плох, выше было лишь в 2013-м (пять человек на место). Впрочем, в 2004–2005-м он постоянно находился в районе семи.
При этом, как оказалось, такой индекс, как эффективное число кандидатов, все последние годы падал еще сильнее по сравнению с тем периодом начала нулевых годов, после которого губернаторов уже назначал президент. Этот индекс был ниже цифры 2 лишь в ряде кампаний, а в некоторых регионах он составлял 4–5 единиц. В последнее же время максимум был лишь 2,76 единицы. Нынешнюю кампанию эксперты пока не просчитали, но, судя по их исследованию, двойки скорее всего не будет вообще нигде.
Эксперты КГИ причиной исчезновения конкуренции считают совокупность малопроходимого муниципального фильтра с отсутствием в большинстве субъектов РФ права на самовыдвижение. Их сильно тревожит, что работа по прохождению фильтра представителями оппозиционных партий может проходить только в результате неформальных договоренностей с властями, которые потом оформляются решениями «Единой России» о предоставлении подписей ее местных депутатов. КГИ, как известно, требует полной отмены муниципального фильтра, утверждая, что именно он и способствует росту так называемого абсентизма – отказа избирателей от участия в выборах.
Новых граждан России власть зовет на выборы без конкуренции. Фото с сайта www.krymr.org |
Это происходит потому, что на такие «отфильтрованные» выборы не допускаются реальные, то есть сильные кандидаты. В нынешнем докладе КГИ есть на эту тему целый раздел – «Отказы партий от выдвижения перспективных кандидатов». Из него можно понять, что из 16 регионов наиболее жестко фильтр применялся там, где свою легитимность должны подтвердить врио, назначенные президентом Владимиром Путиным. Это Бурятия, Удмуртия и Марий Эл, Калининград и Севастополь, Ярославская и Рязанская области и еще ряд регионов.
Любопытно, однако, что эксперты сами же приводят факты, свидетельствующие о нежелании руководства трех оппозиционных парламентских партий вести настоящую политическую борьбу.
При этом местные коммунисты, эсэры и в меньшей степени представители ЛДПР первоначально демонстрировали готовность составить выдвиженцам Москвы более или менее достойную конкуренцию. Но дело обычно завершалось выдвижением слабого претендента, а то и вовсе отказом от участия в кампании. Например, «Справедливая Россия» так и не выдвинула депутатов Госдумы Анатолия Грешневикова и Александра Буркова соответственно в Ярославской и Свердловской областях.
Но наиболее сильно в этом сезоне отличилась КПРФ, «слив» и Рязань, и Марий Эл, где был поддержан действующий врио, и в конечном счете и Бурятию, где кандидату-коммунисту все-таки отказали в регистрации. Эксперты КГИ пришли к выводу, что наблюдается «фактическое самоограничение ключевых оппозиционных политических партий», но опять же привязали это почему-то именно к трудностям с муниципальным фильтром. Хотя, скажем, в Рязанской области слабого кандидата, рекомендованного сверху, местные коммунисты утвердили лишь с третьего раза. Правда, в Марий Эл перспективному претенденту из другого региона они отказали сразу же, заявив, что у них есть свой, потом его так и не выдвинув. Заметим, однако, что ранее в КПРФ такое местничество было невозможно.
Любарев подтвердил «НГ», что в последнее время действительно наблюдается тенденция, когда в ряде регионов СР и КПРФ добровольно отказываются от борьбы. Той же политики придерживается и ЛДПР. «Здесь большую роль играют отношения партий не с федеральной властью, а с региональной. Кремль в ходе этой кампании самоустранился, отдав все на откуп регионам. А думские партии понимают, что бороться бесполезно, потому что регионалы сразу отсекают своих реальных противников». Он привел в пример ситуацию в Бурятии, где КПРФ выставила популярного Вячеслава Мархаева – и вовсе не попала на выборы. Учтя этот опыт, в Рязани вместо молодого Андрея Любимого, дескать, и был выдвинут пожилой Владимир Федоткин. По мнению Любарева, партии исходят из того, что с любым кандидатом они получают возможность напоминать избирателям о себе. Вместе с тем эксперт подчеркнул, что партии оказались в тяжелой ситуации: «Это палка о двух концах».
«Все сложно: где-то партии, возможно, действительно подтверждают свою лояльность. А где-то надеются, что им взамен дадут спокойно выдвигаться на выборах в заксобрания и получать неплохие результаты», – отметил эксперт. Между тем, по мнению эксперта, такая тактика думской оппозиции вовсе не связана с президентскими выборами: «От сентября до марта – полгода, вряд ли оппозиция опасается раздражения Кремля. Хотя это и не исключено, но пока я не вижу прямой связи между региональными выборами и президентской кампанией».
Однако все-таки более вероятно, что рецепт отказаться от конкурентной борьбы своим низовым активистам выписали именно вышестоящие руководители. Кстати, что касается СР и ЛДПР, то в отношении этих партий вообще никаких сомнений по этому поводу нет – их лидеры всегда жестко контролируют регионы, в том числе и через финансирование.
Причина такого равнодушия лидеров к желаниям региональных соратников – это предстоящая уже через несколько месяцев президентская «гонка за лидером». Но ее конфигурация, конечно, определяется уже сейчас. И если главный участник, похоже, понятен, то вот статистов ему можно подобрать и новых. А для лидеров думских партий участие в выборах президента уже давно стало неотъемлемым атрибутом подтверждения их статуса – как общероссийского, так и внутрипартийного. Нынешний тест на лояльность, заключающийся в отказе от вмешательства в дела рекомендованных Путиным на избрание губернаторов, в случае его успешной сдачи повышает шансы глав КПРФ, ЛДПР и СР на то, что в кампанию с президентом позовут именно их.