Борис Титов обычно демонстрирует лояльность главе государства. Фото Антона Новодережкина/ТАСС
Партия роста (ПР) бизнес-омбудсмена Бориса Титова объявила о старте праймериз, на которых будет определен кандидат в президенты от этой политструктуры. Сам Титов, по информации «НГ», скорее всего баллотироваться не будет. Нынешние партийные кандидаты предложили президенту Владимиру Путину «уйти в отставку с гордо поднятой головой», освободив место для людей, которые могут наладить отношения с внешним миром. Самый большой вопрос сегодня в том, кого в итоге выдвинет ПР – ведь победителя предстоит определить интернет-голосованием и одобрить съезду. Партии так или иначе придется ориентироваться и на Кремль при выборе своего кандидата, считают эксперты.
Соревноваться между собой планируют четверо кандидатов: федеральный секретарь ПР Александр Хуруджи, интернет-омбудсмен Дмитрий Мариничев, член федерального политсовета партии Дмитрий Потапенко и депутат Заксобрания Петербурга Оксана Дмитриева.
Широкой публике наиболее известна Дмитриева, ранее работавшая министром труда и неоднократно избиравшаяся депутатом Госдумы как от «Яблока», так и от «Справедливой России». Ее, впрочем, на презентации праймериз как раз не было, как и самого Бориса Титова.
Последний, как пояснили собеседники «НГ» в партии, выдвигать свою кандидатуру на праймериз не стал специально, да и избираться скорее всего не будет: «Невозможно совмещать роль кандидата в президенты и уполномоченного по правам предпринимателей».
Титов не раз прямо заявлял и о поддержке действующего президента Владимира Путина – идти с такой программой на выборы действительно было бы странно. Кстати, тот факт, что Путин будет баллотироваться на очередной срок, ни у кандидатов от ПР, ни у журналистов сомнений уже не вызывает – и будущие праймериз, похоже, готовятся как раз исходя из этого сценария.
Отметим, что радикальной политической силой Партия роста никогда не являлась. Однако даже предельно подбирающие выражения партийные кандидаты прямо заявили: несмотря на предыдущие заслуги, в виде присоединения Крыма, которое ПР поддержала, Путин должен освободить дорогу более перспективным претендентам на президентское кресло.
Как пояснил Александр Хуруджи, «уходить важно в нужный момент», и сейчас у Путина есть уникальная возможность «уйти с высоко поднятой головой»: «Всем понятно, что в 2018 году в Кремль лучше бы прийти новому человеку, который мог бы превратить Россию в государство, в котором хочется жить».
Оксана Дмитриева, которую эксперты считают наиболее раскрученным кандидатом Партии роста, не в восторге от идеи праймериз. Фото с сайтa www.dmitrieva.org |
Хотя программа всех кандидатов от ПР касается в основном улучшений в экономической политике, просматривается и явный тренд на успокоение внешней. «Зачем нам лезть везде, бряцать оружием в Донбассе», – заметил Хуруджи, пояснив, что будущему президенту стоит сконцентрироваться на улучшении жизни собственных граждан.
Примерно в том же ключе высказался и Дмитрий Мариничев, в крайне осторожных выражениях ответив на поставленный в лоб вопрос: за он или против Путина? «Я не за и не против. Я не верю, что с Путиным мы сможем вернуть хорошие отношения с Западом. Я не верю, что Путин-2018 – это благо». Мариничев пояснил, что он является противником боевых действий в Сирии и Донбассе, а России надо мыслить категориями XXI века, когда границы государств будут гораздо более открытыми – в силу экономического развития.
По словам третьего кандидата Дмитрия Потапенко, россиянам уже давно пора прекратить чрезмерно возвеличивать фигуру президента, чтобы не скатиться до уровня Туркменистана с культом личности. «Президент – это функция, а не фамилия. Народ должен выбирать менеджера, который является либо грамотным юристом, либо хорошим управленцем». По его мнению, внешнюю политику стоит выстраивать совместно с зарубежными партнерами. «Что делать в Сирии, должны решать сирийцы. Если они сочтут нужным, заключат с РФ контракт, основанный на международном праве.
Слово «помощь» здесь неуместно», – подчеркнул он. Между тем в дела Донбасса вмешиваться, по мнению Потапенко, не стоит: «Любая помощь ополченцам – это преступление, поскольку это территория чужой страны».
Дмитриева в беседе с «НГ» заметила, что ПР должна выдвинуть Путину ясную социально-экономическую альтернативу, поскольку парламентские партии сделать это неспособны в силу своей слабости и сервильности. Нормализация отношений с внешним миром есть и в ее предвыборной программе. Хотя Дмитриева в целом поддерживает нынешнюю внешнюю политику Кремля. Она заметила, что рассматривает Донбасс как территорию Украины с особым статусом, закрепленным в Минских соглашениях. По Сирии, по ее словам, так или иначе будет достигнуто взаимопонимание между РФ и Западом.
Поскольку по внешней политике особых разногласий у кандидатов нет, интересен их посыл к избирателям касательно внутренней. Партия роста не старается акцентировать внимание на острых политических вопросах – будь то цензура в СМИ, фактически отсутствие в стране политической конкуренции, тотальная фальсификация выборов или ситуация с коррупцией внутри ближайшего окружения Путина, о которых говорит демократическая оппозиция.
Кандидаты разными словами говорят об одном – в случае с Мариничевым, Потапенко и Хуруджи речь идет об экономических свободах и улучшении бизнес-климата. Платформа Потапенко – малый бизнес, Мариничева – цифровая экономика и Интернет, а Хуруджи – защита прав предпринимателей. На этом фоне выделяется только Дмитриева, которая идет с ярко выраженной социально-экономической программой.
И здесь будет особенно интересно, кого выберет интернет-аудитория по итогам праймериз – поскольку, например, электорат той же Дмитриевой не сильно активен в Интернете, а на выборы как раз ходит. В то же время голосовать на сайте ПР сможет после регистрации любой желающий. Решение о выдвижении того или иного кандидата вообще примет съезд в ноябре, причем итоги праймериз будут носить чисто рекомендательный характер.
Кого в итоге выдвинет партия Титова, пока неочевидно. «Когда принимают решение партийные функционеры, исходя из собственных интересов, это плохо и для партии, и для страны», – предостерегла коллег Дмитриева, заметив, что лично она не являлась сторонницей идеи праймериз. В любом случае, подытоживает Дмитриева, ситуация прояснится к съезду: «У ПР есть только два пути участия в президентских выборах: либо продемонстрировать людям внятную социально-экономическую альтернативу, либо нет. И за пять минут такая альтернатива не появляется».
Эксперты подчеркивают, что ПР так или иначе будет ориентироваться на Кремль при выборе своего кандидата. Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин пояснил «НГ», что Оксана Дмитриева является самым известным и популярным среди четверки кандидатом, хотя шансов на победу в президентских выборах у нее немного: «Партия роста стремится занять на выборах свою нишу, привлечь тот прогрессивный слой, молодежь и предпринимателей, для которых слова «биткоин» и «блокчейн» не пустой звук и которые бы не пошли на выборы. Оксана Дмитриева может привлечь более широкий слой избирателей, у нее социальная программа, и она бы отобрала часть голосов у Путина, а партии это не надо». Он напомнил, что в 2011 году СР так и не выдвинула Дмитриеву на президентские выборы по той же причине, поскольку первоочередная задача лояльных партий на этих выборах – занять малые ниши и привлечь свой узкий электорат.
Эксперт подчеркнул, что партия, идя на президентские выборы, планирует решить две задачи: закрепиться на партийном поле и сделать хороший пиар, в то же время наладить более плотные взаимоотношения с властью. Таким образом, Партия роста поможет Кремлю решить проблему явки, при этом не отнимая избирателей у Владимира Путина.
Руководитель Центра политико-географических исследований Николай Петров заявил «НГ», что выдвижение кандидата ПР – согласованная с Кремлем позиция. «Сейчас в администрации президента рассматривают вариант проведения выборов по сценарию 2012 года, когда выдвинулся Михаил Прохоров», – отметил он. По мнению эксперта, любой из четверки кандидатов может занять в 2018 году место Прохорова. «В любом случае власть не допустит кандидата, жестко критикующего президента, поскольку это создало бы «эрозию» образа вождя. В этих условиях Кремлю надо продемонстрировать свежего кандидата, олицетворяющего бизнес, но при этом политического веса не имеющего», – подчеркнул Петров. Поэтому, по мнению эксперта, Дмитриева вполне может победить в праймериз, но зависеть это будет от того, как там будут считать голоса и как ПР договорится с администрацией президента: «Кремлю было бы полезно иметь женщину-кандидата, это привлечет внимание к выборам. К тому же Дмитриева – самая раскрученная фигура из кандидатов Партии роста, это может разнообразить общую палитру кандидатов и повлиять на явку».