Благотворительный фонд Чулпан Хаматовой не может защитить свое имя в суде. Фото Евгения Алексеева/PhotoXPress.ru |
В Общественной палате (ОП) обсудили, как привести закон о некоммерческих организациях (НКО) в соответствие с Гражданским кодексом (ГК). Правозащитники настаивают на закреплении за НКО права на индивидуализацию, поскольку сейчас только коммерческие фирмы могут защищать в суде свое название и логотип. Из-за этого у ряда известных благотворительных фондов стали появляться двойники, которые от их лица собирают деньги на благотворительность.
О том, что законодательство о некоммерческих организациях довольно противоречиво и нуждается в совершенствовании, эксперты говорят уже не первый год. По словам заведующей кафедрой коммерческого права и основ правоведения юридического факультета МГУ Елены Абросимовой, на практике закон перестал работать еще в 2014-м, когда была принята новая редакция Гражданского кодекса. С тех пор, подчеркнула Абросимова, «это мертвый нормативный акт». По словам члена ОП Елены Тополевой-Солдуновой, существует масса пробелов и нестыковок: «Например, в ГК содержится один перечень организационно-правовых форм для создания НКО, а в законе об НКО прописан совершенно другой».
В Общественной палате обсудили, как можно устранить подобные противоречия. В частности, эксперты предложили преобразовать закон об НКО в закон «О государственной регистрации, контроле и поддержке НКО». В ОП напомнили, что Минюст подготовил поправки, которые должны устранить подобные коллизии в законодательстве. Однако правозащитники остались ими недовольны. По их словам, значительная часть предложений в документе просто дублирует положения существующего Гражданского кодекса. Но при этом не решают тех бюрократических проблем, с которыми сегодня сталкиваются НКО.
В частности, председатель Совета по правам человека (СПЧ) Михаил Федотов выступил за внесение изменений, закрепляющих за НКО «право на средства индивидуализации». Он уточнил, что их можно внести как в сам закон об НКО, так и в 4-ю часть ГК. Речь о том, чтобы наделить НКО правом создавать собственную печать, бланки и штампы, чтобы не возникало ситуаций, когда одна организация начинает дублировать другую.
На этой почве произошел конфликт между благотворительным фондом помощи тяжелобольным детям «Подари жизнь», созданным актрисой Чулпан Хаматовой, и красноярской некоммерческой организацией, которая присвоила себе то же название и собирала с людей деньги якобы на благотворительность.
Однако суды отказались прекратить деятельность двойника, потому что Гражданский кодекс защищает уникальное наименование для коммерческой организации, но не защищает – для НКО. Закон об НКО, со слов судей, также не закрепляет для них исключительное право на наименование и не содержит санкций, которые можно было бы применить в этом случае.
Как поясняют юристы, сейчас процедура регистрации символики НКО – сугубо бюрократическая, ее целью является «подмораживание» гражданской активности. Ведь согласно действующему регламенту, Минюст самостоятельно решает, может ли НКО использовать ту или иную символику либо же иметь собственную. И в любой момент ведомство может поменять свое решение, поскольку право не закреплено в законодательстве. Проблема довольно острая, говорят в СПЧ, ведь помимо прочего Минюст довольно часто при отказе регистрировать НКО указывает на «несоответствие символики предмету и целям деятельности».
Между тем Верховный суд (ВС) готовит Пленум по вопросам реализации норм Гражданского кодекса (ГК) РФ, где в том числе будут рассматривать вопросы реализации прав на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации. По словам Федотова, в документах к Пленуму говорится, что у некоммерческих организаций нет прав на средства индивидуализации. Хотя ранее ВС принял обратное решение, встав на защиту фонда «Подари жизнь». По словам правозащитника, законодателям нужно создать и для правоприменителя, и для суда правовую базу, чтобы впредь таких ситуаций не возникало.