Марк Гальперин (в центре) просит помочь ему деньгами тех людей, которых он раньше выводил на улицу. Фото со страницы Марка Гальперина в «ВКонтакте»
Движение «Новая оппозиция» (НО) еще проводит малочисленные акции в десятке-другом городов, но уже над тремя его лидерами висит обвинение в экстремизме. Вячеслав Мальцев и Юрий Горский из страны сбежали, Марк Гальперин посажен под домашний арест. Через своего адвоката он обратился к соратникам за помощью, поскольку ему теперь не на что жить. Но пока откликнулись немногие. В НО уверяют, что осенью «прогулки свободных людей» возобновятся. Эксперт считает, что в ситуации борьбы между властью и сторонниками Алексея Навального эта форма протеста уже неактуальна.
Адвокат Алексей Липцер от имени Гальперина выложил в соцсетях просьбу о помощи. Оппозиционер просит денег «и для себя, и в большей степени для осуществления перемен». Гальперин объяснил свое обращение тем, что ранее он оставил вполне выгодную работу ради оппозиционной деятельности, а когда его стали постоянно арестовывать, забросил и подработки.
Более того, по словам Гальперина, он «не мог себя заставить тратить время на коммерческий рынок, поскольку хотел отдавать все свое время протесту. То, что ранее было любимой работой, стало ненавистно чуть ли не на физиологическом уровне». В результате деньги сейчас нужны и самому активисту вместе с семьей, и соратникам – на продолжение протестной активности.
Между прочим, за два последних года оппозиционер собрал 500 тыс. руб., которые были направлены на нужды движения по 75 статьям расходов. Но вот самому активисту, судя по всему, средства пока никто перечислять не спешит.
Как пояснил «НГ» Липцер, хотя домашний арест Гальперину назначен до 3 августа, скорее всего следствие его продлит. Но все-таки его дело не настолько сложное, чтобы оно затянулось на многие месяцы, считает адвокат. Липцер подчеркнул, что к сбору средств активисту он не имеет отношения, но знает, что ситуация у Гальперина действительно крайне тяжелая.
Другие ключевые фигуры движения, оставшиеся в России, также находятся под давлением. Например, 20 июля пресс-секретарь НО Роман Ковалев три часа провел в ФСБ, где его допрашивали как свидетеля по «делу Горского», обвиненного в публичных призывах к экстремистской деятельности. Накануне сотрудники ФСБ посоветовали Ковалеву взять с собой продукты, пообещав долгий разговор. Напомним, кстати, что Мальцев идет по другому экстремистскому делу – о публичных призывах к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности РФ.
Тем не менее совсем НО пока не умерла: каждое воскресенье в российских городах проводятся прогулки «свободных людей». Например, 16 июля в Москве несколько десятков человек прошлись даже и по Красной площади. Но количество участвующих городов резко снизилось – если весной их было более сотни, то, скажем, на прогулку 23 июля пока записались представители всего 18.
Ковалев заявил, что движение – «это не три-пять человек лидеров, а активисты и идеология». Впрочем, в Москве, например, продолжают действовать Дмитрий Степанов и Владимир Залищак. «Сейчас летний спад, но осенью будет новый виток активности. Мы будем готовить антикризисный митинг № 2», – пообещал оппозиционер.
Как пояснил «НГ» первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин, перспективы НО, в котором активно участвовали националисты, были сомнительными с самого начала. Сейчас же, по мнению эксперта, в угасании движения виновны два фактора. Во-первых, большая часть активистов ушла к Навальному, а во-вторых, власти нанесли ему сильный удар. «Если власть приветствует националистов имперских, то всех этнических националистов, когда-то сыгравших роль в распаде СССР, а теперь – в украинских событиях, она сильно опасается», – отметил Макаркин.