Фото с сайта khodorkovsky.ru
Экс-глава ЮКОСа Михаил Ходорковский в интервью германской Frankfurter Allgemeine Zeitung рассказал о своих планах. Он не намерен идти в президенты, но в переходном правительстве России работать готов. Высказался Ходорковский и об опасности смены нынешнего авторитарного лидера другим – уже из стана демократов. Эксперты отметили, что Ходорковскому пока не удалось занять свою нишу в оппозиции, поэтому-то он в основном и говорит о будущем, противопоставляя себя Алексею Навальному, который занят исключительно настоящим.
Как заявил бывший олигарх, сегодня оппозиционное движение в России находится на пике, и показатель этого – активность сторонников Навального. При этом основатель ОР подчеркнул, что сменить власть на выборах нельзя: «Путин может снять или не допустить до выборов любого кандидата, подсчитать голоса так, как он хочет, и никто не сможет это проконтролировать».
По мнению Ходорковского, самым лучшим вариантом смены власти был бы уход нынешнего президента в 2024 году, как это и положено по Конституции. «Но я в него не очень сильно верю», – отметил он. Наиболее же вероятным, по его словам, будет жесткий вариант ухода, «это будет, скажем так, изменение под давлением». «Я не думаю, что это произойдет на этапе нынешних протестов», – подчеркнул он. Потому что сейчас протесты локальные, они охватывают один сегмент – молодежь в возрасте 16–20 лет. «Но к 2021 году ситуация изменится, потому что пойдет еще одна волна протеста, и вероятность того, что общество ее подхватит, крайне велика», – считает Ходорковский.
Он выразил надежду, что власть все же не готова к насильственным действиям, а потом ответил на вопросы о развитии событий после смены режима. Ходорковский заявил, что всегда был противником тотальной люстрации: «Но сейчас уже возникла такая ситуация, что нельзя просто всем людям сказать – ну ладно, мы вам все прощаем. Теперь придется очень подробно разбираться, кто, что и почему сделал. И очевидно, что этим надо начинать заниматься уже сегодня». По его словам, «люди должны понимать, что они индивидуально за это отвечают – не какой-нибудь Путин или Золотов, которые и сами по себе за свое получат».
Что касается текущей политики, то Ходорковский подтвердил монополию Навального в уличных протестах, но предупредил: «Я считаю, что идея хорошего царя нереализуема. Любой царь в России – плохой. Было бы неправильным противопоставлять монопольной авторитарной власти такую же монопольную авторитарную оппозицию. Мы должны с самого начала иметь коалиционную структуру оппозиции». А тот факт, что сторонники Навального утверждают – мол, для российского менталитета более эффективно восприятие одного вождя, он назвал «стратегическим путем на следующий виток авторитаризма». По мнению экс-олигарха, в момент смены власти оппозиция должна действовать вместе, чтобы провести политическую реформу, а вот дальше уже можно и конкурировать на честных выборах.
Ходорковский еще раз подтвердил, что баллотироваться на пост президента он не намерен, но заметил, что «без сомнения, я готов принимать участие в работе правительства переходного периода».
Глава Политической экспертной группы Константин Калачев пояснил «НГ»: «Ходорковский живет в некой виртуальной реальности, он настолько оторван от реальной жизни, что свои мечты выдает за прогнозы». Экс-олигарх стремится себя актуализировать и поэтому делает разные громкие заявления. Ходорковский действует достаточно умно, но вот его ОР пока далеко не продвинулась: «Если нет идей, то можно было компенсировать это объемами финансовых вложений, но и этого пока незаметно. Никаких масштабных проектов у Ходорковского нет. И эти интервью – это и своеобразный сигнал о помощи, и некое замещение – если ничего нельзя сделать в настоящем, давайте мечтать о будущем. Футурология вообще на пике популярности».
Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин считает, что основная проблема Ходорковского в том, что он живет за пределами России. Ему сложно влиять на происходящее – в отличие от того же Навального, вот поэтому он и выдвигает идеи и проекты. В то же время экс-олигарх стремится занять свое место на политическом поле, которое для него имеется: «У Навального нет образа будущего – это нечто очень смутное. И это вызывает вполне обоснованное опасение, что после его прихода к власти может остаться авторитарный режим. А Ходорковский говорит о будущем четко, конкретно и уверенно, показывая, что у него есть видение ситуации и представление о перспективах страны». Макаркин считает, что такая тактика Ходорковского оправданна.