Юрий Горский был задержан полицейскими во время акции протеста. Кадр из видео со страницы Дмитрия Степанова в Facebook
Один из руководителей движения «Новая оппозиция» Юрий Горский намерен запросить политического убежища в Литве. Накануне он сбежал из-под домашнего ареста и покинул Россию. Его соратников и родственников сейчас начинают допрашивать в ФСБ. Бывший организатор «Русских маршей», как известно, обвиняется в экстремизме. Эксперты отметили, что власть настойчиво изолирует от общественной жизни и левых, и правых радикалов. И поэтому активным сторонникам данных политических сил остается только один вариант – примкнуть к Алексею Навальному.
Отъезд Горского до сих пор окутан тайной. В беседе с «НГ» он предпочел не разглашать никаких подробностей, заявив лишь, что экстренная эмиграция стала «совокупной цепью обстоятельств». «Я вышел из дома, когда супруга спала, никто из моих соратников не знал о моих планах», – пояснил он «НГ», пообещав раскрыть детали, когда от его близких и друзей отстанут спецслужбы. Известно, что в понедельник супругу Горского уже вызвали на допрос в ФСБ. Очевидно, что силовики захотят побеседовать со всем окружением сбежавшего оппозиционера.
Каким же образом Горскому удалось покинуть страну? Ранее тоже побывавший под домашним арестом член Федерального совета московского «Яблока» Николай Кавказский рассказал «НГ», что браслет, с помощью которого Федеральная служба исполнения наказаний контролирует передвижение, иногда надевают не сразу после избрания меры пресечения. Он также пояснил, что, скажем, в его случае суд не изымал заграничный паспорт, необходимый для пересечения границы с ЕС. Каким образом была пересечена российская граница, пока доподлинно неизвестно – на этот вопрос Горский тоже пообещал ответить позднее.
Эмигрант сообщил, что пока он находится в Шенгенской зоне по туристической визе, поскольку ему необходимо совершить несколько поездок по странам ЕС, чтобы провести с соратниками переговоры о будущей политической деятельности. К концу лета Горский намерен запросить официальное политубежище в Литве, где он часто бывал в последние годы и которая ему стала «как дом родной». «Так или иначе, прекращать активность я не планирую, буду выступать в качестве спикера «Новой оппозиции» извне».
Вячеслав Мальцев из-за границы призвал сторонников не противопоставлять Алексея Навального другим оппозиционерам. Кадр из видео YouTube |
Между тем на прошлой неделе эта страна отказала в получении убежища другому российскому политэмигранту, журналисту Евгению Титову. Сейчас в его случае решающее слово осталось за Верховным судом Литвы, после чего он может быть экстрадирован в Россию. Депутат Европарламента от Литвы Пятрас Ауштрявичус указал, что параллели проводить в данном случае нельзя: «Каждое дело рассматривается строго индивидуально. В случае с Титовым, как считаю я и ряд депутатов литовского парламента, наша миграционная служба совершила ошибку, и ему следовало дать убежище. По Горскому ничего сказать не могу, поскольку не знаком с обстоятельствами его дела». Однако тот факт, что он подвергается уголовному преследованию, дает надежду на адекватное разбирательство дела. Кроме того, подчеркнул Ауштрявичус, причины массовой политэмиграции из России вопросов уже не вызывают: «В последнее время мы видим поток российских политбеженцев, ожидаем, что он будет нарастать».
Как ранее писала «НГ», суд поместил Горского под домашний арест в четверг по делу о «призывах к экстремистской деятельности». Он был задержан 5 июля у здания Мосгорсуда, где слушалась апелляция на приговор еще одному лидеру националистов – Дмитрию Демушкину. Горский, напомним, известен как организатор «Русских маршей», а в последнее время был одним из лидеров движения «Новая оппозиция». Основатель движения Марк Гальперин сейчас также находится под домашним арестом. Как известно, в протестных прогулках «Новой оппозиции» неоднократно принимал участие и саратовский политик Вячеслав Мальцев, который на прошлой неделе также эмигрировал из России («НГ» от 06.07.17).
Эта цепь событий выглядит таким образом, словно власти решили пресечь активность радикалов на правом националистическом фланге. Именно так считает и сам Горский, подчеркивая, что власть решила зачистить националистов, опасаясь, что они объединят радикальный уличный протест. Однако в сухом остатке это привело к тому, что все механизмы оппозиционной борьбы, начиная от уличных прогулок по центральным улицам городов и заканчивая каналом на Youtube, теперь достались одному Навальному.
Как заметил первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин, сейчас власти отправили за решетку или в эмиграцию практически всех радикальных националистов. А до этого была ликвидирована и левая радикальная составляющая, которую возглавляли Сергей Удальцов, Илья Пономарев, Алексей Гаскаров и другие. Получается, что одновременно и националистическую, и левую повестку недовольные властью сограждане могут найти только у одного Навального.
«Навальный действительно стал доминировать на всех фронтах, – говорит Макаркин. – В его отношении не принято политического решения. Можно предположить, что его не трогают не потому, что он агент Кремля, а из-за опасений, что за него люди выйдут на улицу». В то время как в случае с Мальцевым, Горским и другими политэмигрантами властям это лишь пошло на пользу – уехали, мол, ну и хорошо.
Руководитель Центра экономических и политических реформ Николай Миронов также считает, что власти не препятствовали отъезду Мальцева и других радикальных оппозиционеров. Хотя фактически это действительно может способствовать консолидации их сторонников вокруг остающегося в России Навального. Вопрос – зачем это власти – пока не имеет прямого ответа. «Предположение о том, что власть не торопится устранять Навального, поскольку не считает его врагом, существует, – говорит Миронов. – Такое ощущение, что он стал выполнять роль высокотехнологичного мессенджера, как Telegram, или проводника между элитами. Он понятный персонаж, с которым, если возникнет необходимость, можно договариваться. У Навального неплохо получается привлекать молодежь в соцсети, сейчас его воспринимают как некий «квест» – он стал модным среди подрастающего поколения». А это значит, что властям выгодно, чтобы все недовольные консолидировались вокруг Навального, нежели какого-нибудь радикального оппозиционера с националистическим или неизвестно каким уклоном.