Наибольшее внимание сотрудники полиции в Москве и по всей стране уделяли агитаторам с большими красными шарами. Фото со страницы координатора народных штабов Навального Ольги Гусевой в Twitter
Оппозиционер Алексей Навальный в своем видеообращении призвал сторонников наращивать активность, выходить на новые митинги и оповещать о них как можно большее число людей. Его призыв можно считать ответом на давление властей, которые сейчас пытаются парализовать работу штабов политика. Навальный утверждает, что борьба с его президентской кампанией стала приоритетом Кремля. Президент Владимир Путин на саммите «большой двадцатки» назвал повестку оппозиционера «неконструктивной».
Навальный заявил, что «доволен» последствиями митингов 26 марта и 12 июня, включая блокировку силовиками его штабов, задержания волонтеров и изъятие агитационных материалов. По его мнению, тот факт, что власти сделали явным приоритетом борьбу с его президентской кампанией, свидетельствуют о том, что Кремль считает именно Навального своим главным противником, всерьез опасаясь его возможностей поднимать граждан на протесты.
И власть опасается вполне обоснованно, утверждает оппозиционер: «Мы провели 229 митингов в 145 городах России, в которых приняли участие сотни тысяч человек». Он, впрочем, заявил, что этого недостаточно: «Победит тот, кто будет больше работать, дольше простоит на митингах и убедит большее число людей вокруг себя на них прийти». При этом Навальный подчеркнул, что он более не нуждается в СМИ, большинство из которых контролируется властями, мол, ему хватает и Интернета.
Агитационные кубы Навального в Перми противодействия не вызвали. Фото со страницы «Команда Навального. Пермь» в «ВКонтакте» |
Путин в этом видеообращении, кстати, не упоминается. Но Навальный в очередной раз заявил, что хочет видеть «на скамье подсудимых» премьера Дмитрия Медведева. Интересно, что, отвечая на вопрос о Навальном в кулуарах «большой двадцатки», президент также не стал упоминать имя оппозиционера. На вопрос почему, прямого ответа он не дал, ограничившись замечанием, что не считает его повестку конструктивной – мол, тот занимается только собственной раскруткой.
Нельзя не заметить, что сами власти в какой-то степени сделали для раскрутки Навального больше, чем любые видеоблоги. Очередной наглядный пример – противодействие «Большому субботнику» Навального, в рамках которого его сторонники по всей стране решили провести 8 и 9 июля агитацию на улицах. И больше всего внимания, как водится, эти акции привлекли как раз там, где им активно противодействовали правоохранительные органы.
Лидером в этот раз опять стала Москва, где счет задержанным волонтерам по итогам субботы и воскресенья приблизился к сотне человек. Накануне же акции полицейские ночью ворвались в столичный штаб Навального, в результате чего пострадал дежуривший там активист Александр Туровский. Его с сотрясением мозга отправили в Институт скорой помощи им. Склифосовского. Утром 7 июля молодого человека с синяками под глазами доставили в суд, где ему присудили штраф в 500 руб. На явную неправомерность действий полиции уже указал член президентского Совета по правам человека (СПЧ) Илья Шаблинский.
На момент сдачи этого номера «НГ» задержания волонтеров Навального продолжались. Причем в этот раз даже формальные объяснения полицейских выглядели абсурдными с юридической точки зрения.
Замглавы московского штаба Навального Виталий Серуканов опубликовал выдержки из наиболее одиозных протоколов.
Полицейские, скажем, написали, что действия задержанных представляли собой «скрытую форму публичного мероприятия», поскольку их акции проходили одновременно в разных районах и «были направлены на формирование положительного имиджа Алексея Навального». В одном из опубликованных протоколов сказано, что «активистка злоупотребила правом не уведомлять власти об одиночном пикете». Другого активиста обвинили в проведении пикета вопреки ограничению, введенному президентским указом из-за Кубка конфедераций. По словам Серуканова, именно на нарушение данного указа полицейские стали ссылаться часто. Для задержания волонтера московского штаба Николая Касьяна полицейским оказалось достаточного наличия в его машине воздушного шарика с логотипом президентской кампании Навального.
Аналогичная по своей правовой абсурдности ситуация наблюдалась и в Северной столице. В Петербурге власти не согласовали агитационный куб, сообщив заявителям, что он «оскорбляет чувства верующих», несмотря на то что никакой религиозной или антирелигиозной тематики на кубе не присутствовало. Отказ объяснили тем, что куб хотят поставить недалеко от Князь-Владимирского собора, в этом и заключается оскорбление. Кроме того, по мнению чиновников, агитация близ улиц с оживленным транспортным движением может привести к ДТП. В ходе мероприятия около станций метро «Сенная площадь» и «Площадь Восстания», «Московская» и «Проспект Ветеранов» были задержаны активисты, включая и несовершеннолетних, раздававшие газеты. Агитматериалы были изъяты полицией.
Отметим, что активисты чаще всего раздавали на улицах либо газеты с рассказами о Навальном, либо воздушные шары с его фамилией. Понятно, что подобного рода активность к закону о митингах отношения не имеет. А еще хуже, что кроме силовиков до прямого рукоприкладства доходят и некие граждане, считающие себя политическими противниками Навального. В Гатчине (Ленинградская область) на собиравших агитационный куб активистов напали люди спортивного вида. Они отобрали у агитаторов баннеры, дрались лопатами, кроме того, заранее подогнали трактор, чтобы помешать навальнистам. Баннеры в итоге были сложены в машину, на которой нападавшие и скрылись. Активисты написали заявление в полицию, хотя, как показывает практика, в таких случаях это или ни к чему не приводит или нападавшие отделываются легким наказанием.
В других регионах власти также нервно реагировали на волонтеров Навального, несмотря на отсутствие в их действиях нарушений закона. По данным проекта ОВД-Инфо, задержаниям, обыскам или нападениям подверглись сторонники оппозиционера в нескольких десятках городов, включая Екатеринбург, Ижевск, Иркутск, Калининград, Краснодар, Новороссийск, Казань, Петрозаводск, Барнаул, Брянск, Волгоград, Уфу, Тамбов и Тюмень. То есть к сотне задержанных в Москве и Петербурге прибавляются также несколько десятков задержанных в регионах, что беспрецедентно для агитационного мероприятия.
Действия властей по разгону «Большого субботника» оценить рационально очень сложно, они то ли делают несусветные глупости, то ли специально подыгрывают Навальному, считает руководитель Центра экономических и политических реформ Николай Миронов. «Силовой разгром штабов принес дополнительный пиар Навальному. Без разгрома «субботник» не имел бы такого отклика в СМИ и Интернете, и сейчас он для Навального сугубо положительный, а для властей – резко отрицательный». По мнению эксперта, попытки силовиков приостановить активность Навального связаны с тем, что власти не хотели бы расширения круга его сторонников.
Сейчас сторонники Навального – это та часть сограждан, которая выступает против нынешней системы российской власти как авторитарной. Однако ни в своем последнем видеообращении, ни в предыдущих Навальный старался не трогать лично автора этой системы – президента Путина, отметил эксперт. «Это означает, что Навальный все-таки допускает возможность изменения своего статуса. Как следует из комментария Путина на саммите «большой двадцатки», сейчас президент не считает Навального серьезным игроком. Но если тот покажет, что за ним идет масса народа и он готов играть по понятным для Путина правилам, Кремль может ввести его в действующую политическую систему, где парламент и правительство уже давно выполняют роль декораций».
Санкт-Петербург