Председатель Счетной палаты Татьяна Голикова выступает за усиление взаимодействия с Госдумой. Фото с официального сайта Государственной думы РФ
Подавляющим большинством Госдума признала эффективной деятельность Счетной палаты (СП) в 2016 году. Осенью ее аудиторы получат право работать на заседаниях и в комитетах, а также предлагать поправки к законам, при необходимости оппонируя кабинету министров. Поскольку усилить над ним парламентский контроль напрямую проправительственное большинство ГД по политическим причинам не может, депутаты и решили применить такой асимметричный подход.
В поддержку этой высокой оценки выступили 398 парламентариев, а это значит, что свои голоса председателю СП Татьяне Голиковой отдала не только «Единая Россия», но и половина оппозиции. Впрочем, когда спикер Госдумы Вячеслав Володин высказался за то, чтобы обязательно прописать отношение парламента к работе контролеров в этом, в принципе дежурном, постановлении, инициативу поддержали все фракции. Напомним, что ранее ГД просто принимала отчеты СП к сведению.
Глава комитета ГД по бюджету и налогам Андрей Макаров напомнил, что при рассмотрении отчета СП депутаты «подробно обсуждали, что может сделать парламент в связи с теми действительно серьезными исследованиями, которые проводит орган парламентского контроля – Счетная палата». По его словам, над постановлением работали все фракции, их идеи максимально учтены. Принятие же этого документа, а в дальнейшем создание и внедрение прописанного в нем механизма «выводит парламентский контроль на новый уровень», заявил Макаров.
Из текста следует, что ГД будет добиваться от правительства согласия на поправки в Бюджетный кодекс, согласно которым представители СП станут давать публичные оценки по проектам бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также отчетов об их исполнении. По словам Макарова, «есть внебюджетные фонды, где решаются проблемы граждан, где триллионы рублей, но почему-то СП не дает заключение ни при их принятии, ни при их исполнении». То есть как только поправки будут приняты, ведомство Голиковой начнет все эти госконторы усиленно проверять.
Доклад СП депутаты выслушали еще 21 июня, но, как стало понятно уже 5 июля, две недели на подготовку проекта постановления были потрачены не зря. Напомним, что именно Голикова предложила нижней палате активнее привлекать к законодательной работе ее коллег – аудиторов. Володин тогда же поручил эту инициативу оформить, но оказалось, что за прошедшее время думцы решили подойти к задаче более широко. И теперь можно сказать, что Госдума, по сути дела, намерена де-факто предоставить СП право законодательной инициативы.
В думском постановлении этому посвящено шесть пунктов. Самые главные из них те, в которых представителям СП дается возможность участвовать в комитетском обсуждении законопроектов перед их первым чтением, предлагать свои замечания и поправки, а потом отстаивать их и на пленарных заседаниях в спорах с правительством и с самими законодателями. Депутаты, в свою очередь, обязуются обязательно отражать позицию СП в своем заключении по законам отдельной строкой. Соответствующие изменения в регламент ГД предполагается внести осенью, в это же время, по мнению Макарова, стоит ожидать и корректировки Бюджетного кодекса.
А членам кабинета министров, выступающим на Охотном Ряду в рамках правительственного часа, рекомендовано «в обязательном порядке» включать в доклад информацию о «результатах рассмотрения замечаний СП по проверкам использования средств федерального бюджета». Как выразился Макаров, «министры должны рассказывать не только о себе, любимых, но и отвечать на замечания СП по их деятельности». Голикова поблагодарила депутатов за доверие: «Наша работа совместно с парламентом будет еще более жесткой по тем вопросам, по которым требуется принятие соответствующих решений».
Напомним, что, исходя из политической теории, вся эта суета вокруг полномочий СП Госдуме вроде бы и не нужна: большинство в ней у ЕР, глава которой – премьер Дмитрий Медведев, а это значит, что правящая партия и так контролирует правительство. Однако в политической практике России партийное правительство все как-то не складывается, а уже ответственного перед Думой кабинета и вовсе нет. Исполнительная власть все время стремится принять ключевые решения сама, а потом просто поставить парламент перед необходимостью их утвердить.
Прекратить такую традицию и напрямую навязывать министрам свой подход депутаты, конечно, не могут, поскольку назначали их не они. Но вот попробовать использовать серьезные полномочия СП как некий асимметричный ответ на давно стоящий вопрос об усилении парламентского контроля Госдума, похоже, все-таки решилась.