Надувные агитшары стали обязательным атрибутом политической кампании Алексея Навального. Фото со страницы Руслана Шаведдинова в Twitter
В конце этой недели глава Фонда борьбы с коррупцией (ФБК) Алексей Навальный должен выйти из-под ареста. От него следует ожидать как минимум объявления о дате новой антикоррупционной акции. Между тем отчет о финансировании кампании, представленный его командой, показал, что митинги стимулируют пожертвования.
Руководитель штаба общественной кампании в поддержку Алексея Навального Леонид Волков выступил с очередным финансовым отчетом. Приход на конец прошедшего месяца составил более 78,5 млн руб. На конец мая сумма пожертвований выглядела гораздо скромнее – чуть меньше 56 млн. «Июнь оказался очень успешным месяцем с точки зрения фандрайзинга: мы собрали почти 23 млн руб., это рекорд», – сообщил Леонид Волков.
Сам он связал это с активизацией деятельности по поиску потенциальных жертвователей. Свою роль, по его мнению, также сыграли более полные отчеты о доходах и расходах, проведение целевых сборов. Глава штаба Навального даже поделился одним успешным ноу-хау – операцией по авансированию выпуска агитационной газеты. Сторонникам Навального сообщили, что один ее экземпляр будет стоить 1,2 руб., и предложили скинуться кто сколько может. Вот люди и выкупали эту газету по 10 или 100 номеров, а кое-кто расщедрился даже и на 10-тысячный тираж.
При этом Волков как будто нарочно не упомянул главную причину резкого взлета объема поступлений – антикоррупционную акцию 12 июня, прошедшую в сотне городов страны, а в Москве и Петербурге закончившуюся массовыми задержаниями граждан. Стоит отметить, что еще весной руководитель кампании Навального более охотно представлял народу красивые графики, свидетельствующие о прямой корреляции политической активности своего патрона с подъемом волн финансовой помощи.
Однако в июньском отчете даже более интересными представляются данные о расходовании полученных от россиян средств. По-прежнему на первом месте стоит содержание штабов. Волков напомнил, что их уже 58 – новые только что открылись в Новокузнецке и Кургане. На это с начала кампании потрачено уже более 40 млн руб., включая зарплату их руководителей и аппарата, само содержание офисов и оснащение помещений всем необходимым. По словам Волкова, в совокупности это примерно по 10 млн в месяц.
Стоит отметить, что третья статья штабных расходов, судя по последним событиям, сильно уменьшаться не будет. Например, в Краснодаре пресловутые «отряды Путина», составленные из активных пенсионеров, уже не раз приходили в гости к местным навальнистам. Пока дело ограничивалось мелким ущербом вроде повреждения баннеров и уничтожения доступной агитпродукции. Однако не исключено, что опыт этого региона будет взят на вооружение и в других. Тем более что, напомним, Центризбирком уже объяснил всем желающим: нет никакой «президентской» кампании Навального и поэтому не может быть никаких «избирательных» штабов.
Следующим по объему направлением расходов, которое как раз в июне и увеличилось, стало изготовление агитационных материалов. На это за все время потрачено уже 11,5 млн руб. Волков отметил, что кроме традиционных форм – наклеек, листовок, палаток-кубов – теперь активно пошли еще и большие надувные шары. На агитацию, уточнил глава центрального штаба, сразу же направляются любые свободные средства.
Покаялся Волков перед народом и за безвозвратные потери денег – например, из-за сорванного не по их вине митинга 12 июня на проспекте Сахарова. Тогда, напомним, оппозиционеры и власти не договорились о допустимости использования тех или иных технических средств. Как утверждает «правая рука» Навального, списать пришлось не только деньги, потраченные на бейджи или оформление сцены, но и выданные авансы за свет, звук и видеотрансляцию.
Любопытно, что в комментариях пользователей Интернета к этому финансовому отчету было и много сообщений о перечислении тех или иных сумм. Некоторые граждане уведомляли, к примеру, о том, что кампанию Навального они поставили на еженедельный автоплатеж с кредитных карт. А Волков еще раз повторил, что для бесперебойной политической борьбы необходимо, чтобы каждый месяц на счета падало не менее 15 млн.