Визит комиссара ЕС по иностранным делам Федерики Могерини в Москву продлению антироссийских санкций не помешал. Фото со страницы EEAS в Flickr
В Евросоюзе подводят итоги саммита, на котором были продлены санкции в отношении России. Хотя официальные контакты пока находятся в замороженном состоянии, в ЕС по-прежнему заявляют о намерениях налаживать отношения с РФ. В европейском внешнеполитическом ведомстве «НГ» обрисовали контуры политики на этом направлении. А ее суть состоит в продолжении давления на власти при одновременном расширении внимания к гражданскому обществу.
Апрельский визит верховного представителя ЕС по иностранным делам и политике безопасности Федерики Могерини в Москву был сигналом со стороны Запада Кремлю. «Он должен был показать, что Евросоюз заинтересован в скорейшем налаживании отношений с Россией. Во-первых, Россия – наш ближайший сосед, и нам важно взаимодействовать как минимум в вопросах безопасности, начиная от Ирана, Сирии, Афганистана и заканчивая всем Ближним Востоком и Северной Кореей. Во-вторых, нам важно достучаться до простых россиян», – сказал источник «НГ» в европейском внешнеполитическом ведомстве.
Пока даже обе эти идеи реализованы не в полную силу. Например, есть сотрудничество в культурной сфере и функционируют программы обучения студентов. Однако «народная дипломатия» едва ли может успешно реализовываться без либерализации визового режима для россиян.
Сейчас граждане РФ могут получить шенгенскую визу только при личном визите в визовый центр, а не дистанционно, как раньше. Это связано с введением обязательной процедуры дактилоскопии для всех въезжающих в ЕС. При этом центры со специальным оборудованием есть даже не во всех крупных городах. А еще многие жалуются на сокращение срока действия виз – например, вместо двухлетней или пятилетней дают на год.
Как пояснили «НГ» в европейском МИДе, количество россиян, подающих на шенгенскую визу, сократилось с 2014 года. Однако, по статистике, число выданных многократных виз как раз выросло с 54% до 80%, а количество отказов составляет 1%. «То есть визы дают практически всем, ее получение – это чисто техническая, но не политическая проблема», – подчеркнул источник «НГ».
На вопрос «НГ», в каком случае между Россией и ЕС будет безвизовый режим, как сейчас с Украиной, высокопоставленный собеседник заметил, что это может произойти после налаживания диалога Москвы с Киевом. «Это может быть новый референдум по Крыму с привлечением международных организаций, который был бы признан международным сообществом и против которого не возражала бы Украина. Также необходимо завершить конфликт на юго-востоке Украины, полностью выполнив Минские соглашения», – дал понять собеседник «НГ». По его словам, сейчас ключевая тема – не столько сам факт отторжения Крыма, сколько разрешение правовых последствий этого события, поскольку факт нарушения Кремлем международных договоренностей был воспринят в ЕС как угроза безопасности.
В целом же внешняя политика Евросоюза в отношении России будет идти по пяти ключевым направлениям. «Первое – это совместное разрешение конфликта на юго-востоке Украины, включая выполнение Минских соглашений. Далее – решение вопроса отношений с такими восточными соседями ЕС, как Беларусь, Казахстан, Армения, Азербайджан, Молдова и др. Мы хотели бы, чтобы эти страны самостоятельно решали, как строить отношения с ЕС, и считаем, что это не помешало бы их взаимоотношениям с Россией», – пояснил источник. Третье направление – это противостояние пропаганде и прекращение использования информации в качестве оружия. Четвертое – сотрудничество в сфере безопасности по поводу Ирака, Сирии, Ливии, Афганистана и КНДР. По словам источника «НГ», пятое направление – это «расширение сотрудничества в области культуры, университетских обменов и развитие отношений с обществом, включая мониторинг прав человека».
Состояние последних в России, как оказалось, вызывает у ЕС серьезное беспокойство. Как сообщили «НГ», «на данный момент есть серьезные вопросы по состоянию свободы слова и собраний, индивидуальным случаям нарушения прав человека. Серьезно беспокоит качество системы исполнения наказаний и условия содержания людей под стражей, не соответствующее европейским стандартам и унижающее человеческое достоинство».
Брюссель–Москва