Михаил Ходорковский рассчитывает, что реформой политсистемы займется сам Владимир Путин. Фото DPA/ТАСС
Основатель движения «Открытая Россия» (ОР) Михаил Ходорковский еще раз рассказал о России после Владимира Путина и об опасности появления в Кремле нового диктатора. Поэтому экс-глава ЮКОСа и призвал подумать о переходе к парламентской республике. Подтвердил он в очередной раз и вероятность досрочного ухода Путина из власти в течение следующего президентского срока. Эксперты обратили внимание на разницу в подходах к будущей форме правления страной между Ходорковским и главой Фонда борьбы с коррупцией (ФБК) Алексеем Навальным, который пока ни разу не высказался о сокращении полномочий главы государства.
Ходорковский в интервью Deutsche Welle подчеркнул, что видит своей главной задачей изменение системы с авторитарной на демократическую. «Мое отличие от других политиков в том, Кчто я не продвигаю лично себя на первый пост. Я считаю, что не так важно, кто будет на этом первом посту – для России важнее изменить систему», – объяснил он. – Та система, которая сейчас у нас есть, – это система авторитарная. И кто бы ни сменил Путина, эта авторитарная система может сохраниться или воспроизвестись. Хотелось бы, чтобы Россия стала демократическим государством, а для этого нам нужна президентско-парламентская, а еще лучше – просто парламентская форма правления».
Задача ОР, подчеркнул Ходорковский, в том, чтобы не сменить одного Путина на другого, а сменить систему на такую, где во главе всего стоит право. На вопрос, как он планирует этого добиваться, экс-олигарх ответил, что надо объяснить людям: «У них уже есть альтернатива, и им не нужно ждать, пока появится какой-то царь или герой».
Причем, по его мнению, возможны два сценария развития ситуации – либо через протесты, либо через самостоятельный уход Путина в середине его следующего срока. И вероятность последнего не так уже и мала. «Путин – человек достаточно прагматичный, он понимает, что не стоит передавать такую власть, которая сегодня есть у него, своему преемнику. Я очень надеюсь, что он использует имеющиеся у него возможности для проведения политической реформы в течение ближайших шести лет и в середине этого срока, когда он сочтет для себя удобным, уйдет, – заявил Ходорковский. – Конечно, он может на все это не пойти, но тогда возникнет проблема двойной лояльности – он уже достаточно немолодой человек для того, чтобы гарантировать нынешнему госаппарату, что до конца жизни этого госаппарата он будет для него, как у нас называют, «крышей».
Не стоит недооценивать и протесты, подчеркнул Ходорковский: «Уличный протест – вещь очень важная. Понятно, что от того, что на улицы России выйдут сотни, тысячи или даже десятки тысяч людей и скажут, что «мы здесь власть», эта власть не уйдет». Однако он уверен, что это повлияет на сознание миллионов других людей.
Имя Навального у Ходорковского не прозвучало, но понятно, что отсылка к уличным протестам прямо касается лидера ФБК. Как известно, ОР активно поддержала как протесты 12 июня и 26 марта, так и самовыдвижение Навального в президенты. Однако после прочтения интервью возник вопрос: а не является ли видение развития страны у Навального и Ходорковского принципиально разным?
В программе Навального вопрос о пересмотре роли президента в политической системе не стоит. Общий смысл опубликованных политиком тезисов иной – мол, только я, Навальный, смогу победить в стране коррупцию, избавить ее от власти олигархов, заставив их поделиться своим благосостоянием с народом, построить независимую судебную систему и т.д. Из чего можно сделать вывод, что политик видит себя сильным и нерефлексирующим лидером и без расчета на коалицию с какими-то другими политическими силами. А без этого сложно представить себе будущую парламентскую республику.
В этом плане взгляды Ходорковского гораздо больше совпадают с программами основателя «Яблока» Григория Явлинского и председателя ПАРНАСа Михаила Касьянова. Оба они, как известно, выступают за уменьшение полномочий президента. Причем Касьянов настаивает на их кардинальном пересмотре и даже фигуре переходного президента.
Заметны в последнее время между Ходорковским и Навальным и другие противоречия. Первый, скажем, назвал перенос акции 12 июня с проспекта Сахарова на Тверскую улицу провокативным действием, а глава ФБК отказался поддержать уже две антипутинские акции ОР. Однако публично политики ни разу не переходили грань, отзываясь друг о друге вполне корректно по вполне понятным политическим соображениям. Скажем, Ходорковскому важно демонстрировать самое широкое участие в политической жизни страны – и акции Навального для этого весьма удобны. Логика же Навального, видимо, в том, что любая поддержка хороша, но с электоральной точки зрения тесную дружбу с Ходорковским лучше не демонстрировать. Так что сейчас публичные отношения между обоими политиками напоминают холодный мир, и они останутся таковыми на ближайшее время, считают эксперты.
Как подчеркнул руководитель Центра экономических и политических реформ Николай Миронов, заявления Ходорковского о парламентской республике явно рассчитаны на западную аудиторию, поскольку внутри страны до дискуссии об этом еще далеко. Хотя интервью действительно показывает разницу в идеологиях Навального и Ходорковского, уверен эксперт: «У Навального цель – прийти к власти и сохранить ее надолго. У Ходорковского – ослабить Путина». Но спор о том, должен ли в стране быть сильный парламент или президент, точно не разрушит их тактический союз, поскольку сейчас для обоих более важна смена власти.
«Парламентская республика – это старая идея Ходорковского, с помощью которой он хочет содействовать выстраиванию в стране сильных демократических институтов, – отметил первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин. – Такой подход обычно разделяют интеллигенция и экспертное сообщество, которые не хотят появления в стране нового авторитарного режима». У Навального же, пояснил эксперт, подход другой – и он многим напоминает подход Бориса Ельцина или нынешнего президента. Скажем, Ельцин, как и Навальный, был в оппозиции, но в итоге установил в России модель сильной президентской власти. Макаркин считает, что сейчас оппозиция вновь демонстрирует готовность подстроиться под конкретного сильного лидера, что Ходорковский прекрасно осознает. Но эксперт подтвердил, что «различия в видении будущего страны вряд ли помешают их союзу: у Ходорковского и Навального в целом одна повестка – это смена власти».