Навальный под арестом, но штабная работа продолжается. Фото со страницы Леонида Волкова в Twitter
Команда Алексея Навального продолжила политвояжи по стране. В большинстве мест пришлось преодолевать противодействие властей, основанное на неформальном воздействии на владельцев офисов. Но теперь, после заявления главы Центризбиркома Эллы Памфиловой, что у Навального фактически нет шансов стать кандидатом в президенты, отказы своего рода самозванцу могут обрести законный характер.
Навальный сейчас под административным арестом, но за прошедшие выходные в Братске, Иркутске и Омске открылись очередные предвыборные штабы оппозиционера. Теперь их в общей сложности 49. Как сообщается на сайте Навального, эти структуры есть во всех городах-миллионниках и почти во всех (кроме Новокузнецка и Тольятти) городах с населением более полумиллиона человек.
Напомним, что ранее Навальным было объявлено о планах к началу избирательной кампании иметь штабы в 77 городах страны. Понятное дело, что пропорционально растет и давление на сторонников Навального – как официально записавшихся в волонтеры, так и помогающих неформально. Нажим оказывается и на тех, кто просто решил вступить с командой оппозиционера в какие-либо коммерческие отношения. Это прежде всего владельцы офисной недвижимости, решившие сдать ее в аренду под политические нужды.
Глава штаба Навального Леонид Волков привел на днях такую статистику возникающих проблем: «В Тамбове было больше 15 отказов, в Иркутске вот 10, в Омске, куда мы поедем завтра, примерно столько же, а рекорд был в Туле (отмен было 27)». Волков уверяет, что давление оказывают местные силовики, без стеснения козыряющие «корочками» и проводящие с бизнесменами душеспасительные беседы. По его словам, такая форма противодействия идет с мая, сменив «патриотические» пикеты, бросание яиц и поливание зеленкой.
Что же касается трех сибирских городов, то плохой прием, судя по всему, команде Навального был оказан в Братске и Иркутске. В первом городе, по данным Волкова, били окна в снятом помещении и угрожали – как координатору, так и его родственникам. Во втором – побили сына арендодателя прямо в будущем штабе. А вот в Омске встреча с волонтерами прошла в мягких креслах местного ТОП-театра.
Стоит отметить, что в графике последней поездки «заместителей Навального» значится небольшой городок Тара на севере Омской области. Как оказалось, там, несмотря на серьезное сопротивление, будет открыт первый «народный штаб». Это структуры, которые не вписаны в избирательную смету, они будут существовать самостоятельно, получая от центрального руководства кампании Навального помощь агитматериалами и политтехнологиями. Как утверждает Волков, на «народные штабы» подано уже более 30 заявок.
Недовольство властей именно такими филиалами Волков на своем сайте объяснил так: «Про «обычные» штабы они себя как-то утешают, в их картине мира все понятно – Госдеп дал денег, Волков и Навальный раздали кровавые деньги отщепенцам-нацпредателям, те отрабатывают печеньки. А вот «народный штаб», когда местные парни собрались и сами, за свой счет, сделали, – это им как кость в горле».
Заметим, впрочем, что федеральный Центр, похоже, стремится создать для давления на официальных и неофициальных волонтеров более или менее законные основания. Именно так, судя по всему, стоит расценивать недавнее заявление главы ЦИК РФ Эллы Памфиловой. «Он себя позиционирует определенным образом, а я его в этой позиции, как он себя позиционирует, я его не вижу. Я боюсь быть некорректной, хотя я понимаю, и он это понимает – что у него нет шансов быть зарегистрированным на выборах из-за его судимости», – подчеркнула она в одном из телеинтервью.
Памфилова отметила, что речь не идет о справедливости или несправедливости: на Навальном висит приговор суда, а значит, баллотироваться он не имеет права по закону. Впрочем, небольшую вероятность для будущего оппозиционера она все-таки оставила: «Я не знаю, вдруг произойдет какое-то чудо. Например, он напишет кассационную жалобу»…
Понятное дело, что отказывать в снятии офисов, а затем – в производстве агитматериалов, их развозе и раздаче, установке агиткубов и так далее не потенцальному кандидату, а какому-то самозванцу будет гораздо проще. Не исключен также и более продленный эффект – власть уже сейчас готовится к тому времени, когда Навальному будет отказано в участии в президентской кампании. Если это вызовет более или менее громкий резонанс, то всем возмущающимся будет рекомендовано обратиться к заявлениям Памфиловой – главному ответственному за выборы лицу страны.