Трансляцию с камер предлагается сделать доступной для правозащитников и родственников заключенных. Фото с сайта www.fsin.su
Общественная палата (ОП) России намерена заняться повышением эффективности работы общественных наблюдательных комиссий (ОНК) за правами человека в местах заключения. Например, по информации «НГ», могут быть лишены мандатов те наблюдатели, которые редко посещают колонии и слабо реагируют на жалобы заключенных.
На общественных контролеров в президентский Совет по правам человека (СПЧ) поступает масса жалоб, в первую очередь именно от заключенных. «Чаще всего это претензии к неработающим комиссиям, которые никак не реагируют на нарушения прав человека», – сообщил член СПЧ Андрей Бабушкин.
По его словам, есть даже такая история, когда вся ОНК одного из регионов в составе 11 человек за весь срок полномочий постоянно посещала только троих заключенных. Бабушкин считает, что от такого балласта нужно избавляться.
«ОП необходимо затребовать данные по членам ОНК, не имевшим ни одного посещения в течение квартала или не более двух посещений в течение года, и инициировать вопрос о прекращении полномочий в случае, если это имело место по неуважительной причине», – говорится в рекомендациях СПЧ.
При этом и сама ОП оказалась не против таких жестких мер. Членам ОНК поручат докладывать в ОП и СПЧ о проделанной работе, а потом – с помощью специально разработанных критериев – будут оценивать ее эффективность.
Глава комиссии по безопасности ОП, председатель ОНК Москвы Антон Цветков, правда, обратил внимание, что наблюдатели работают на общественных началах, а следовательно, не имеют никаких обязательств перед теми, кто к ним обращается. Этим он и пытался объяснить те случаи, когда «члены ОНК отказывали гражданам в просьбах посетить то или иное исправительное учреждение». Но при этом Цветков согласен, что от безынициативных наблюдателей, видимо, нужно избавляться.
Однако член СПЧ Илья Шаблинский заявил «НГ», что он не верит в обещания ОП. По его мнению, есть опасность, что под видом избавления от пассивных наблюдателей из ОНК отсеют по-настоящему независимых активистов.
«На протяжении всего времени ОП старалась вычистить из ОНК тех, кто серьезно относился к своей работе, критиковал ФСИН. Из нового состава ОНК уже убрали многих достойных правозащитников. Поэтому у меня вызывает серьезные сомнения новая политика ОП, неожиданно вставшей на защиту зэков», – подчеркнул Шаблинский.
Однако, как выяснила «НГ», члены СПЧ и ОП сейчас приступили к обсуждению и других гарантий соблюдения прав заключенных. Например, есть идея сделать видеонаблюдение в местах принудительного содержания доступным и всем правозащитным организациям. Речь и о том, чтобы видео с тех камер, которые уже сейчас работают в СИЗО и колониях, транслировались в онлайн-режиме. Впрочем, трансляция, видимо, будет не для всех желающих, а ограниченной – например, доступ к ней также могут получить и родственники сидельцев.
Идет дискуссия и об улучшении условий содержания последних. К примеру, член ОНК Москвы Денис Набиуллин поднял проблему нехватки медиков в СИЗО, особенно для находящихся в камерах вместе с матерями малолетних детей. По его словам, в ходе инспекции столичного СИЗО-6 выяснилось, что дети уже три месяца не проходили осмотра у педиатра, а «представители администрации говорят, что врача до сих пор ищут».
Для наведения порядка с размещением граждан в СИЗО и доступностью для них правовой помощи СПЧ предложил перейти к практике строительства в регионах небольших изоляторов, которые могли бы посещать адвокаты и следователи, работающие сразу в нескольких районах. А ОП, со своей стороны, все-таки признала, что труд заключенных оплачивается в меньших размерах, чем это положено. К одним применяют вычеты, другие работают на половину или треть ставки либо вообще оформлены без зарплаты. Действуют в колониях и нелегальные производства – и в этой сфере правозащитники тоже предлагают усилить общественный контроль.