На фото участники акции протеста, прошедшей 12 июня в Санкт-Петербурге, на Марсовом поле. Фото Gettyimages
Дзержинский райсуд Петербурга во вторник рассматривал административные дела задержанных 12 июня в ходе оппозиционного митинга на Марсовом поле. Судебный конвейер в течение дня не мог справиться с такой нагрузкой, рассмотрение ряда дел было перенесено на другие даты. Поскольку с утра выяснилось, что суду все равно не справиться с такой нагрузкой, часть задержанных отправили в другие райсуды.
Накануне ряд СМИ сообщил, что в Северной столице задержали 900 человек. Однако их все же оказалось немного меньше – 659. Дело в том, что оказавшиеся в омоновском кольце манифестанты использовали для сообщения об опасности задержания специальное приложение – «красная кнопка». На основании ее данных и базировалась информация «ОВД-инфо» и других ресурсов. Однако параллельно вели подсчет, постоянно уточняя цифры, питерские активисты из «Группы помощи задержанным». Штаб ее заранее был развернут в «Открытом пространстве» (здесь сидят общественники из организации «Наблюдатели Петербурга») на улице Достоевского, как это происходит в подобных случаях уже 10 лет.
В первые часы после задержаний собирались сведения о том, кого в какие отделы увезли. География оказалась обширной – вплоть до не самых близких пригородов вроде Ломоносова. Затем в Сети появились воззвания к петербуржцам из разных районах, где перечислялось, что сейчас нужно попавшим в кутузки – еда, питье, предметы гигиены. В свою очередь, в группу обращались и сами петербуржцы, предлагая свою помощь – дойти с передачей до ближайшего к их дому «места заточения» либо помочь с доставкой передач на автомобилях. Кто-то предлагал помощь деньгами или продуктами.
Тем временем активизировались и питерские сторонники «Открытой России» – они тоже были готовы к такому исходу митинга, поэтому распространили контактные телефоны, собирали информацию, утром пошли в суды.
С вечера по отделам полиции ездил депутат Заксобрания яблочник Борис Вишневский. Из различных сообщений к утру немного прояснилась картина – практически всем фигурантам вменяются две административные статьи, чреватые арестами от 5 до 15 суток и большими штрафами. Утром городской активист Красимир Врански, в эти дни работающий со Штабом помощи задержанным, написал: «Было задержано 659 человек, большинство из которых ночевало в отделах полиции. До каких пор их будут еще удерживать, неизвестно. В данный момент уже начали поступать сообщения о том, что их везут в суд. Дзержинский суд закрыли на два дня. Он будет работать в режиме чрезвычайного суда, что запрещено Конституцией. Задержанным людям вменяют по две статьи (19.3 и 20.2 КОАП), что также противоречит закону. Нужна помощь юристов, адвокатов, слушателей в Дзержинском суде (ул. Восстания, д. 38). Нужна помощь в колл-центре и Штабе на Достоевского, 34».
Сходное обращение написала лидер «Наблюдателей Петербурга» Александра Крыленкова. В самом Дзержинском суде днем был задержан правозащитник Динар Идрисов, один из самых активных помощников задержанным «политическим».
Питерский омбудсмен Александр Шишлов заявил, что «День России был омрачен разъединением и противостоянием, нарушениями конституционных прав граждан» и что ответственность лежит «не только на организаторах акции, но и на органах исполнительной власти». Тем временем питерский адвокат Сергей Голубок обращает внимание на некоторые особенности работы суда, начиная с вечера понедельника: «Как сообщают различные источники с места событий, Дзержинский районный суд Санкт-Петербурга начал судить задержанных вчера на Марсовом поле и присуждать им сутки ареста, просто не пуская в здание суда (на улице Восстания!) никого, в том числе защитников-адвокатов с удостоверениями и ордерами. Недопуском всех в здание суда в рабочий день гордо рулит помощница председателя суда Елена Викторовна Красоткина. Это хитрое усовершенствование, конечно, значительно упрощает «процесс». На вечер вторника уже известно о десятках вынесенных постановлений об арестах от пяти суток и штрафах (в основном по 10 тыс. руб.) в различных судах. Самым «гуманным» общественность называет Кировский суд, где дают «просто штрафы без арестов».
Как это обычно бывает в Петербурге, правозащитники и юристы будут помогать опротестовывать постановления. Но пока судопроизводство по 12 июня будет продолжаться нон-стоп еще несколько дней.
Санкт-Петербург