Для оппозиционного движения уже подобран руководящий триумвират. Фото со страницы «Новая оппозиция» в «ВКонтакте»
Часть активистов движения «Новая оппозиция» (НО), как стало известно «НГ», договорилась о преобразовании его из сетевой в вертикальную структуру. Тем не менее они обещают, что одного лидера в ней не будет. Противники реорганизации тем не менее обвинили ее сторонников в вождизме. Эксперт считает, что борьба за лидерство – это естественный процесс для организаций российской оппозиции любого возраста и направления.
Раскол в НО произошел не на идеологической почве, а именно из-за спора о структуре движения и его будущем. Напомним, что в нем состоят и либералы, и представители множества националистических организаций разного толка. Именно последние и разделились на два лагеря.
Как рассказал «НГ» один из спикеров НО Марк Гальперин (в движении его руководители называются именно так), который как раз и представляет одну из сторон конфликта, разногласия начались еще в конце апреля. Причиной стало недовольство неэффективными действиями НО на антикоррупционной акции 26 марта. Оргкомитет движения даже был распущен, но нового так и не появилось.
По словам Гальперина, другие спикеры НО, Дмитрий Степанов, Роман Ковалев и Юрий Горский, стали с тех пор игнорировать ее мероприятия – перестали участвовать в воскресных прогулках, а на митинге 28 мая против реновации шли отдельно. «Они уже месяц назад заговорили, что «Новую оппозицию» надо менять изнутри, но я всегда говорил, что вождей надо гнать. Нас слишком мало, чтобы создавать посты лидеров и замов», – подчеркнул Гальперин. По его словам, его поддерживает еще один спикер НО Иван Белецкий (националист), весь оргкомитет – 15 человек, а также активисты – их около сотни. За раскольниками же, уверяет он, нет никого.
Горский, в свою очередь, заявил «НГ», что Гальперин все интерпретировал неправильно. По его словам, они действительно стремятся создать вертикальную структуру. Ее цель – персонифицировать ответственность, добиться большей эффективности организации, особенно в ситуации форс-мажоров – к примеру, несогласованных акций. Четкая структурированная организация понадобится и на случай внезапных перемен в стране, считает Горский: «Мы тогда сможем быстро преобразоваться в партию и взять власть. Сетевая же структура на это не способна».
Оппозиционер пояснил, что верхушкой структуры станет триумвират, из которого каждые полгода и будет выбираться единственный спикер всей НО. То есть, по его словам, «рыцарей круглого стола – 12, а король Артур – только один». Под триумвиратом будет исполком от 7 до 12 человек, а затем рядовые активисты. Горский подчеркнул, что «в руководстве НО никогда не будет вождизма, наша задача не расколоть, а уврачевать организацию».
Между тем Гальперин не спорит с тезисом, что вертикальная структура с множеством лидеров – по примеру раннего образца ПАРНАСа – может оказаться и более эффективной, но «решаться это должно активистами снизу, а не путем самопровозглашения себя лидерами».
Пока обе стороны конфликта настроены миролюбиво и не возражают, чтобы оппоненты тоже назывались «Новой оппозицией». «Бренд остается в двух вариантах: в гальперинском и нашем. Пускай он по-прежнему занимается прогулками и строением горизонтального движения, а мы будем делать вертикальную организацию», – подчеркнул Горский. Гальперин на это выразился так: «У нас есть активисты, ячейки в городах, офис и поддержка Вячеслава Мальцева. Мы готовим сейчас ряд новых акций, например «Оккупай Манежку», работаем с регионами. У них нет никого, пусть делают что хотят. Но власть не сменишь в Интернете». Кстати, националист Вячеслав Мальцев поддержал как раз сторону Гальперина. Горский дал понять, что это и не- удивительно: «Посмотрите программы Мальцева. Гальперин там появляется часто. Нас ни разу не пригласили».
Вице-президент Центра политических технологий Ростислав Туровский пояснил «НГ»: «В России горизонтальные структуры долго не живут, всегда появляется желающий создать вертикаль просто в силу этой объективной причины». При этом эксперт напомнил, что для националистических организаций характерен поиск сильного лидера, все они добивались успеха только при наличии такового. Однако Туровский сомневается, что и измененная «Новая оппозиция» сможет стать сильным движением, влияющим на политический расклад в стране.