Григорий Явлинский президентскую кампанию намерен проводить в окружении новых политиков. Фото Алексея Горбачева
«Яблоко» будет активно использовать тему борьбы с коррупцией в ходе президентской кампании, не признавая монополии Алексея Навального. Больше внимания получат и разоблачения махинаций с госзакупками, чем занимался Общероссийский народный фронт (ОНФ). Уже реанимирован Центр антикоррупционной политики партии. Выходу «Яблока» к широкому электорату помогут и новые лица, и акцент на региональные проблемы.
Несистемная оппозиция, как известно, сейчас фактически оказалась в тени Навального. Получается, что только его кампания развивается динамично, а все остальные не видны. Как оказалось, в «Яблоке» с таким видением ситуации не согласны. Напомним, что ранее партия объявила о планах на расширение своей электоральной базы (см. «НГ» от 13.03.17).
Как рассказал председатель московского отделения Сергей Митрохин, «Яблоко», например, уже объявило об образовании Комитета спасения Москвы. По словам самого Митрохина, аналогичные структуры создавались практически перед каждыми столичными выборами.
Митрохин заявил «НГ», что в президентский кампании «Яблоко» сделает упор на борьбе с коррупцией. Несправедливо, считает он, что эту тематику монополизирует исключительно Навальный. Центр антикоррупционной политики «Яблока» был учрежден еще в 2011 году, напомнил Митрохин. «Он активизировался только в последние два года, но на думских выборах об этом почти ничего не упоминалось. Мы же сотрудничаем с ФАС, и у нас уже было несколько громких расследований», – отметил яблочник. В частности, сказал он, были вскрыты крупные нецелевые расходы Пенсионного фонда.
Расследования затрагивают и региональные проблемы – например, траты губернаторов на собственный пиар. Кстати, такого рода расследование по Ростовской области даже привлекло в «Яблоко» новых сторонников. «Люди сами приехали к нам из Ростова, попросили разрешения создать филиал нашего центра», – сообщил Митрохин. Напомним, что ранее выявление неразумных расходов, в частности на массмедиа, было «коньком» ОНФ, но после думских выборов «фронтовики» с него слезли.
А вот «Яблоко» только что объявило об учреждении антипремии «Золотой Ершик – 2017», в которой награда присуждается за самые абсурдные и расточительные госзакупки года.
Тема коррупции будет на выборах президента не единственной. Зампред «Яблока» Николай Рыбаков подтвердил, что сейчас реализуется программа по привлечению медийных лиц. Это, скажем, мэр Екатеринбурга Евгений Ройзман, с которым «Яблоко» договорилось о его выдвижении от партии в губернаторы Свердловской области. Рыбаков отметил, что к кампании, участником которой, как известно, намерен стать основатель «Яблока» Григорий Явлинский, будут привлечены и сотрудничающие с партией Дмитрий Гудков и Владимир Рыжков.
Сейчас же, когда партия готовится к осенним выборам, много внимания будет отдаваться региональной специфике. «Яблоко» надеется региональными победами своих кандидатов укрепить и свои федеральные позиции, а это значит, что и весной 2018-го кандидат от «Яблока» о проблемах регионов не забудет.
Как сообщил «НГ» источник в «Яблоке», пока планов по расширению электората в партии озвучено не было, не наблюдается и самого этого расширения.
Как пояснил «НГ» вице-президент Центра политических технологий Ростислав Туровский, заявленные «Яблоком» темы вполне логичны, но пока декларативны. «Недостаточно заявить громкие цели, чтобы стать влиятельной и энергичной партией. Пока все это ориентировано больше на тот же яблочный электорат. В кампании на этих полях будут и более агрессивные игроки», – отметил он.
В то же время эксперт похвалил решение «Яблока» повернуться к аникоррупционной повестке, которая сегодня востребована и настолько широка, что ее хватит на всю оппозицию. И привлечение раскрученных политиков – это тоже вполне успешная тактика, которая позволит набрать очки в крупных регионах. Туровский напомнил, что и внутри партии нужно выращивать новых лидеров.
А вот способы донесения «яблочной» информации до избирателей эксперт раскритиковал. Например, о том же Центре антикоррупционной политики он ничего не слышал – в общем, «у партии много хороших идей, но недостаточно эффективный способ их продвижения».
Глава Политической экспертной группы Константин Калачев подчеркнул, что «в последнее время наблюдаются усилия по расширению электоральной базы – выводы сделаны, «Яблоко» сотрудничает с теми, кто позволит привлечь дополнительные ресурсы». Он отметил альянс с Ройзманом, который пригодится и в ходе федеральной кампании. Эксперт считает, что использование региональной тематики может быть эффективным, а в таких городах, как Москва и Петербург, – сыграть и на федеральном уровне. Одобрил эксперт и антикоррупционную тематику, заявив, что «Яблоко» конкурирует на этом поле и с ОНФ.
Он тоже считает, что перспективы у партии есть, но «нужно найти правильный способ выхода на избирателей».