На фото уполномоченный по правам человека в РФ Татьяна Москалькова. Фото сайта kremlin.ru
Сегодня уполномоченный по правам человека в РФ Татьяна Москалькова представит в Госдуме доклад о деятельности в 2016 году. ЛДПР обратила внимание на соответствующий закон, обнаружив в нем наследие 90-х – правило выдвижения кандидатов в омбудсмены двумя третями депутатов. Партия предлагает отменить это препятствие для развития политической конкуренции.
О том, что Москалькова выступит с отчетом на Охотном Ряду в среду, СМИ сообщил вице-спикер от ЛДПР Игорь Лебедев. Его однопартийцы между тем вспомнили об омбудсмене по другой причине. Группа депутатов от ЛДПР обнаружила, что в конституционном законе об уполномоченном присутствует целая статья, являющаяся наследием так называемых проклятых 90-х. Подготовленный ими законопроект требует исключить из текста те нормы, которые противоречат современным правилам политической конкуренции.
Дело в том, что омбудсмен назначается простым большинством голосов Госдумы, а вот выдвигается он лишь при согласии двух третей депутатского корпуса. «Однако данное положение является нелогичным с юридической точки зрения, поскольку предварительное внесение кандидатов в список для голосования требует намного большего количества голосов, чем принятие окончательного решения о назначении уполномоченного», – указывается в пояснительной записке.
Таким образом, возмущаются депутаты, фактически назначение на должность происходит на этапе предварительного голосования. И история, напоминают они, эту неподобающую практику подтверждает. За последние полтора десятка лет на голосование Госдумы ни разу не было вынесено более одной кандидатуры омбудсмена. В одиночку утверждалась не только Москалькова, но и Элла Памфилова в 2014 году, и Владимир Лукин – в 2004-м.
Впрочем, можно предположить, что подспудно ЛДПР своим законопроектом выступает против сложившегося обычая утверждать уполномоченным ту персону, которую рекомендует президент. Потому что, отмечается в той же пояснительной записке, в 1997 году ни один из семи кандидатов, а в 2003-м – ни один из восьми сито отбора квалифицированным большинством нижней палаты так и не прошел. Судя по всему, исключительно из-за того, что тогда Кремль такого решающего влияния на мнение парламентариев не имел.
ЛДПР теперь настаивает, что никакого смысла в составлении предварительного списка претендентов на окончательное голосование нет. Этот, по сути дела, фильтр, прописанный в законе, они назвали дискредитирующим фактором в отношении думских партий. «Действующий фильтр позволяет не допустить к участию в голосовании тех кандидатов, которые являются неугодными для партии власти или по кандидатурам которых не удалось договориться», – подчеркнули депутаты.
«Следует иметь в виду, что конституционная характеристика РФ как демократического правового государства подразумевает равенство прав всех кандидатов на избрание и обязывает реализовывать право каждого быть избранным», – отмечено в пояснительной записке. Депутаты из ЛДПР при этом, правда, забывают, что нынешняя численность фракции «Единая Россия» де-факто отменяет правило межпартийного консенсуса, которое и было введено для того, чтобы политическая конкуренция приводила думские фракции к компромиссу по фигуре будущего омбудсмена.