Агитационные материалы к акции 29 апреля у оппозиции готовы. Фото со страницы Андрея Пивоварова в «ВКонтакте» |
Формат акции «Надоел», которую «Открытая Россия» (ОР) Михаила Ходорковского намерена провести 29 апреля, утвержден. Коллективных обращений к власти с претензиями не будет. Каждому участнику предлагается подать индивидуальное письмо, указав в нем имя и координаты для обратной связи. То есть ОР намерена стимулировать у россиян гражданскую ответственность. Эксперты полагают, что и на согласованные, и на неразрешенные мероприятия много людей не придет, но отмечают, что для нового оппозиционного движения будет важен любой опыт.
Более половины из трех десятков заявленных акций к 29 апреля так и останутся несогласованными. В Москве об этом уже было заявлено в специальном предупреждении прокуратуры, в других городах организаторы тоже предупреждены. А вот, скажем, в Уфе оппозиции все-таки было позволено провести митинг – причем в количестве не более 500 человек.
В уведомлении цель мероприятия ОР в столице Башкирии обозначена туманно: кроме проблем ЖКХ, точечной застройки и роста тарифов сказано и о желании выразить отношение к внутренней политике. За последней фразой и скрывается главный посыл акции «Надоел» – как уже писала «НГ», предполагается направить в адрес президента Владимира Путина большое количество обращений граждан с требованием не участвовать в выборах 2018 года.
На специально созданном ОР ресурсе nadoel.org есть специальная форма для составления такого обращения. В бланке нужно указать фамилию, имя, отчество, телефон и электронную почту, а также изложить суть претензии. При этом личные данные, e-mail и обоснование в эту форму надо набить обязательно, без этого она не скачивается. В самом же образце указан такой пример: «Путин – не ходи на четвертый срок!» И в агитации на сайте акцент делается именно на этой задаче: «Присоединяйся к акции и напиши письмо президенту, выскажи суть своей претензии к результату его деятельности на высшем государственном посту».
Известно, однако, что большинство людей опасается бросать власти упреки в лицо, да еще и без прикрытия анонимностью, как в случае, скажем, широко сейчас распространенных интернет-петиций. Можно предположить, что граждане охотнее подписались бы, например, под резолюциями митингов. «НГ» решила выяснить в ОР, почему был выбран именно индивидуальный формат протестов.
Как пояснил координатор ОР в Петербурге Андрей Пивоваров, акция заранее рассчитывалась не из количественных показателей, а качественных. «У нас в стране широкий список проблем. Меня, например, волнуют передача Исаакиевского собора РПЦ, мост имени Кадырова и отставка Полтавченко, а кого-то – низкие пенсии и надбавка в 60 руб. Люди сами должны решать, в чем именно их претензия и чего они хотят потребовать от власти», – подчеркнул он.
Однако апеллировать к местным властям никто не собирается, по словам Пивоварова, «все ключевые решения принимаются исключительно в Кремле, вот туда мы и обратимся». Он напомнил, что поскольку почти в двух третях регионов акция не одобрена, то она сведется к прогулкам до приемных Путина для подачи писем граждан. Этот формат выбран специально. Во-первых, чтобы люди сами проявили активность, написав о том, что конкретно их больше всего волнует. Расчет, отметил он, как раз и был на то, что именно это привлечет внимание к акции. А во-вторых, чтобы ОР никто не упрекнул, что на улицу вышли проплаченные активисты.
«Конечно, мы рассчитываем, что придут тысячи людей по всей стране, ведь акции готовятся более чем в 30 городах. Может быть, люди будут и постарше, чем у Навального 26 марта, но они точно придут осознанно», – подчеркнул Пивоваров. Для тех, кто не сможет распечатать письмо сам, на акции раздадут бланки, которые можно будет заполнить от руки. В Питере людям раздают газеты, на стены домов клеятся агитационные стикеры. Проводятся и действия в стиле подпольщиков – активисты заклеивают специальным желтым скотчем таблички на дверях органов власти и государственных СМИ, фотографируют их и выкладывают в Сеть.
Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин назвал странным предлагаемый ОР формат. «В России есть традиция обращения к царю, например, когда в челобитной люди рассказывают о своих проблемах, просят вмешаться и наказать бюрократов. Но такая традиция относится к другой субкультуре, верящей, что есть хороший царь и плохие бояре», – отметил он. Есть и совершенно параллельная традиция, когда гражданские активисты пишут власти открытые письма с подписями и требованиями.
Так было во времена СССР, напомнил Макаркин, после чего люди либо становились радикальными оппозиционерами, либо отходили от протестов, испугавшись преследований. «Организаторы смешали жанры, люди будут направлять совершенно различные письма», – подчеркнул он. Эксперт считает, что скорее всего акция не будет многочисленной именно из-за этой эклектичности.
Политолог Николай Петров не согласен с такой точкой зрения. «Суть того, что делается, – расшевелить людей. Снять те внутренние страхи и ограничения, показать, что в действиях оппозиции нет ничего незаконного. Это попытка превратить акцию протеста в демонстрацию волеизъявления, если хотите, даже в некую игру, а не устраивать борьбу на баррикадах, куда революционеры выйдут против власти», – пояснил он «НГ».
По мнению эксперта, ставка делается на то, чтобы привлечь не столько активистов, сколько как раз обычных граждан. Так что даже если акция и будет малочисленной, то она сыграет роль в долгосрочном плане, готовя общество к будущим протестам. «Это своего рода работа с общественным мнением на перспективу, еще один шаг в попытке мобилизовать общество. Это не политический митинг, это более живой формат акции», – считает Петров.