Елена Мизулина назвала инициативу бездумной и несправедливой. «Потенциально она может нанести больше вреда, чем иметь хоть сколько-нибудь позитивные последствия: ведь клеймить и превращать в людей второго сорта будут всех без разбора», - сказала сенатор ИА Regnum, отметив, что первым делом налог коснется тех, кто физически не способен иметь детей. «Человек, например, может не иметь детей по состоянию здоровья, из-за бесплодия. Человек и так несчастен в данной ситуации, а его еще облагают налогом».
Идею подвергла критике и первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по социальной политике Людмила Кононова, сообщив, что она вряд ли будет поддержано федеральными законодателями. «Бездетность – это зачастую беда людей, которые хотят, но не могут иметь детей, – сказала Кононова «Парламентской газете». – И облагать этих людей каким-то ещё налогом мало того что неправильно, это даже негуманно».
Налог на бездетность в СССР официально назывался «Налогом на холостяков, одиноких и малосемейных граждан» и был введен в 1941 году. Не имеющие детей мужчины 20-50 лет и бездетные замужние женщины 20-45 лет должны были отчислять государству 6% зарплаты. При этом, если заработок бездетного человека составлял менее 70 рублей, налог с него не взимался. Освобождались от налога граждане, не имевшие возможности завести ребенка по состоянию здоровья, а так же те, у кого дети погибли, умерли или пропали без вести на фронтах Великой Отечественной войны. В народе налог называли «налогом на яйца», поскольку мужчины должны были платить его вне зависимости от того, женаты они или нет.
Идея возвращения в стране налога на бездетность время от времени высказывается политиками или общественниками. В 2013 году такое предложение озвучивал глава Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами, протоиерей Дмитрий Смирнов. «Если ты не хочешь идти на подвиг рождения детей или не можешь, поучаствуй в этом деньгами, небольшим налогом», – сказал он. Тогда поддержки это предложение также не получило.