У Сергея Удальцова остается шанс увидеть свободу раньше августа. Фото Reuters
В ближайшее время из Страсбургского суда может прийти ответ по жалобам Сергея Удальцова и Леонида Развозжаева, приговоренных к 4,5 годам заключения за «организацию массовых беспорядков» 6 мая 2012 года. Как стало известно «НГ», документальная переписка между РФ и ЕСПЧ по их делам завершена. Защита оппозиционеров ожидает пересмотра приговора и денежной компенсации для своих подопечных. На днях, отсидев срок «от звонка до звонка», на свободу вышел Развозжаев. Удальцов должен выйти на свободу в августа этого года.
Адвокат Дмитрий Аграновский, представляющий интересы обоих активистов в ЕСПЧ, сообщил «НГ», что «процесс коммуникации жалоб Удальцова и Развозжаева полностью завершен, ждем решения в самое ближайшее время». Аграновский напомнил, что его подзащитные подали каждый по две жалобы: на следственные действия и на приговор. В части приговора они ожидают, что ЕСПЧ укажет на необходимость пересмотра дела, вследствие чего и Удальцов, и Развозжаев могут быть признаны невиновными. «По отношению к ним нарушен даже минимальный стандарт правосудия», – подчеркнул Аграновский и уверенно предположил, что за разного рода нарушения статей Европейской конвенции по правам человека (см. «НГ» от 16.02.17) его клиенты также могут получить значительные компенсации. По словам Аграновского, были существенные нарушения в условиях содержания, допроса свидетелей, рассмотрения дела и вынесении приговора. Он отметил, что решение ожидается до выхода Удальцова из колонии, то есть до конца лета. Аграновский сообщил, что аналогичные решения ожидаются по жалобам других «болотников» по «процессу 12-ти»: Луцкевича, Акименкова, Ковязина и т. д.
Адвокат отметил, что такие процессы, как «Фрумкин против России», а также жалоба Ярослава Белоусова по «болотному делу» и Навального – по «Кировлесу» подготовили почву для решения по делу Удальцова и Развозжаева. Например, как и в деле Навального, в делах Удальцова и Развозжаева присутствовала «сделка с правосудием» другого подозреваемого – Константина Лебедева, что является нарушением, поскольку человек не может быть объективен, спасая себя. На неверном толковании «сделки с правосудием» и был отменен приговор Навальному. А, например, в деле Фрумкина было доказано, что власть не исчерпала все возможности для переговоров с протестующими 6 мая 2012 года.
Аграновский считает, что при всей политизированности судебных процессов против оппозиции в отношении либералов власть проявляет гораздо меньше суровости, нежели против людей левых взглядов и патриотически настроенных: «Либералов власть не считает для себя опасными, в народе они мало популярны. А левых активистов власть считает опасными именно в силу популярности их идей в народе». Адвокат напомнил об Ильдаре Дадине, осужденном по «пикетной статье» и вышедшем за несколько месяцев до окончания срока, которого либеральная оппозиция считала политическим заключенным. При этом активиста «Другой России» Олега Миронова, осужденного на три года за срыв концерта Андрея Макаревича и распыление газа в зале, посетовал Аграновский, «в отличие от Дадина политзаключенным никто не признал». В связи с таким разным отношением к оппозиционерам разных взглядов решение Верховного суда, который месяц назад отказался пересматривать дело Удальцова, Аграновский назвал ожидаемым. Он напомнил, что дело передано в ВС при ходатайстве уполномоченного по правам человека Татьяны Москальковой. Напомним, что ранее отклонили обращение Развозжаева по УДО, хотя ему содействовала тогдашний омбудсмен Элла Памфилова.