Кадр из прямой видеотрансляции
Вячеслава Мальцева в социальной сети Periscope |
В домах активистов «Новой оппозиции» прошли обыски, после чего они были задержаны и доставлены в следственные органы. К Юрию Горскому, Ивану Белецкому и Вячеславу Мальцеву полиция нагрянула рано утром. Со всех фигурантов и их родственников взяты подписки о неразглашении. Между тем, стало известно, что речь идет как о проведении следственных действий в рамках уголовных дел, возбужденных по итогам несанкционированных акций 26 марта, так и о некой видеозаписи тайных переговоров ряда оппозиционеров. По некоторым данным, в связи с несанкционированными акциями возбуждено, якобы, пять уголовных дел, подозреваемыми по которым проходят, в том числе Мальцев и основатель «Фонда борьбы с коррупцией» Алексей Навальный.
Обыски синхронно прошли у троих фактических лидеров «Новой оппозиции». В Саратове блогеру Вячеславу Мальцеву выпилили дверь болгаркой, а после обыска его этапировали в Москву. Информагентства утверждают, что задержание связано с уголовным делом о применении насилия к представителю власти в ходе несанкционированной акции в Москве 26 марта. Между тем на ролике из Интернета видно, как Мальцева уводят из квартиры до окончания обыска. Видео снимала жена Мальцева, которая потребовала заменить привезенных правоохранителями понятых на соседей. Ей было отказано, после чего у нее был изъят и телефон.
Подробности обыска у Белецкого неизвестны, связи с ним не было, известно только, что после обыска он тоже задержан и доставлен на Петровку 38. Его отпустили только поздно вечером. Активист сообщил, что был допрошен в качестве свидетеля по ряду уголовных дел, возбужденных в связи с несанкционированными акциями протеста 26 марта. «Будут ещё вызывать на допрос, обвинений мне предъявлять не намерены», - рассказал он. По словам Белецкого, в связи с несанкционированными акциями возбуждено пять уголовных дел, подозреваемыми по которым проходят, в том числе, саратовский политик Вячеслав Мальцев и основатель «Фонда борьбы с коррупцией» Алексей Навальный.Он отметил, что не может сообщить подробностей задержания и допроса, так как с него взяты две подписки о неразглашении. Напомним, по итогам 26 марта Следственный комитет возбудил уголовные дела по статьям: «посягатество на жизнь сотрудника правоохранительного органа» - 317 УК, «насилие в отношении сотрудника полиции» - 318 УК, «хулиганство» - 213 УК. Также было возбуждено уголовное дело о призыву к массовых беспорядкам — ст. 212 УК по несанкционированной акции 2 апреля.
Между тем, стало известно, что Горскому, после обыска в ОВД официально предъявили обвинение по ст. 17.7 КОАП за оказание препятствий следствию при обыске. В Следственном комитете же, где он должен был быть допрошен в качестве свидетеля по уголовному делу, его не приняли. Как сообщила Елена Горская: «У здания Следственного комитета он простоял на улице под дождем более часа, - там же не пропускают. После чего к нему вышла помощница следователя и мило сообщила, что его допросят в следующий раз». По ее словам, Горскому обещали позвонить. После этого активист отправился к ОВД Тверское поддержать Вячеслава Мальцева.
С утра обыск прошел и в квартире Горского. Он также получил повестку в Следственный комитет на 14.30. Правда, затем Горский был задержан и этапирован в ОВД «Тверское». Как сообщила «НГ» его жена Елена, изъяли все электронные носители, а после обыска у всех были взяты подписки о неразглашении.
По поводу подписки о неразглашении, которую человек давать в принципе не обязан, Елена пояснила, что она о таком своем праве не знала: «Если бы я знала, конечно, не подписала бы. Мой муж тоже не знал о своем праве не подписывать». Она пояснила, что следователи запретили рассказывать все, вплоть до номера статьи, по которой открыто дело, под предлогом сохранения тайны следствия.
Кадр из прямой видеотрансляции
Вячеслава Мальцева в социальной сети Periscope |
Поэтому она лишь намекнула «НГ», что «думаю, всем понятно, о каких делах идет речь!». Можно было предположить, что имеются в виду дела, возбужденные по событиям 26 марта и 2 апреля в Москве. «Я очень переживаю, что будет дальше: обыск, два допроса, остался только арест!» – сказала жена Горского. Напомним, что накануне Горского вызывали в московское управление ФСБ, где с него также взяли подписку о неразглашении. Прокомментировал это он так: «Не имею возможности рассказывать, о ком и о чем был допрос. Если нарушу подписку, то подвергнусь уголовному преследованию. В связи с этим просьба не расспрашивать меня и не задавать мне каких-либо косвенных вопросов. Единственное, что я хотел бы отметить, это то, что допрос не был о событиях 26 марта и 2 апреля, а также речь не велась лично обо мне».
Оппозиционный политик Дмитрий Демушкин предположил, что задержания связаны с неким видео, показанным телеканалом РЕН ТВ. На записи Мальцев, Демушкин и Горский якобы обсуждают возможность организации переворота в ноябре 2017 года – вроде сразу же после очередного «Русского марша», одним из организаторов которого традиционно является Горский. Напомним, что Мальцев уже неоднократно утверждал, что 5 ноября в России произойдет революция.
Как пояснил «НГ» адвокат Дмитрий Аграновский, с родственников людей, проходящих по уголовному делу, в принципе могут взять подписку, поскольку они стали свидетелями обыска. При этом он подтвердил права людей на отказ от подписки, заметив, что никакой ответственности за это в законе не предусмотрено. Но при этом он подтвердил и право следователей требовать неразглашения сведений. «В законе специально четко не прописано, что можно разглашать, а что нет. И, как правило, следователи трактуют норму произвольно, так, как им выгодно», – заявил «НГ» Аграновский.
Он также отметил, что при обысках было допущено много процессуальных нарушений, так что Горский и Мальцев имеют право жаловаться на действия сотрудников. Скажем, Мальцева не имели права задерживать до окончания обыска, поскольку он, находясь в статусе подозреваемого либо свидетеля, имеет право присутствовать при всех действиях правоохранителей. У супруги Мальцева не имели права силой отбирать телефон: «Запрета снимать обыск на видео в законе нет. Конечно, они в результате обыска могут изъять все электронные носители. Но они должны были составить протокол и дать его на подпись, а не выхватывать телефон, – это тоже нарушение».
Обыски же у Горского, по мнению Аграновского, вообще выглядят странно. «Если по делу он свидетель, то у него не должны были проводить обыск, обычно их проводят у подозреваемых. То есть, фактически получается, что по статусу Горский уже подозреваемый», – отметил он. И предположил, что нарушение статуса допущено специально – например, чтобы получить от него ту же подписку о неразглашении.
Позднее пресс-секретарь Басманного суда Юнона Царева подтвердила, что обыски у Мальцева и у Горского прошли по делу о нападении на полицейского: «Суд выдал разрешение на обыск у Горского и Мальцева в рамках дела, возбужденного по статье 318 часть 2 УК. Постановление было вынесено 11 апреля».