Недовольство крестьян юга России пока носит локальный характер. Фото с сайта www.opr.com.ru
С лидером недовольных фермеров Краснодарского края, по информации «НГ», встретились представители управления собственной безопасности МВД. Тем не менее количество административных и даже уголовных дел против крестьян не сокращается. Фермеры заявляют, что если давление не ослабнет, то ответом на него все-таки станет «Тракторный марш» на Москву. Пока протест аграриев является социально-экономическим, от политических лозунгов они отказываются.
Как рассказал «НГ» лидер «Вежливых фермеров» Алексей Волченко, освободившийся пару дней назад из-под ареста («НГ» от 27.03.17), делегацию крестьян принял сотрудник этого управления, представившийся полковником Головиным. Он пообещал разобраться с законностью возбуждения уголовных и административных дел против крестьян. А на следующей неделе из Москвы должна прибыть следственная группа, обещанная главой Следственного комитета Александром Бастрыкиным.
«Головин обещал нам помочь со встречей с начальником Главного следственного управления МВД России, чтобы мы обсудили ситуацию с нашим товарищем Олегом Петровым», – сообщил «НГ» Волченко. Напомним, что как раз вчера состоялось заседание Краснодарского крайсуда, который рассмотрел апелляционную жалобу на арест Петрова, но оставил ситуацию без изменений. Петров был взят под арест 28 марта, когда и намечался «Тракторный марш» на Москву. Его обвиняют по статье 159 Уголовного кодекса (мошенничество в особо крупном размере).
Еще на одного лидера крестьянского протеста Николая Бородина возбуждено уже второе по счету уголовное дело по той же статье. Его вместе с женой Петрова Еленой подозревают в махинациях с землей. Фермеру Николаю Маслову пришли уже две повестки в суд – на 17 и 18 апреля. Как пояснил «НГ» сам Маслов, он засеял бесхозный участок, принадлежавший ранее воинской части. Тогда ему присудили штраф, но «прокуратура просит пересмотреть дело, требуя проверить меня на терроризм, – земля-то принадлежала армии».
Тем не менее фермеры все же не готовы переводить свой протест в политическую плоскость. Как заявил Волченко, у них требования социальные – и они надеются, что федеральная власть все-таки сможет повлиять на региональную и местную, чтобы те решили возникшие проблемы.
Впрочем, как показала практика, чем больше в целом лояльной активности проявляют фермеры, тем большему давлению они подвергаются. Волченко предупреждает, что если оно продолжится, то во второй половине августа вполне возможно проведение «Тракторного марша». «Нам терять уже нечего. Это как в старой притче: ведут двоих на расстрел, один говорит другому: «Давай убежим, ты вправо, я влево, кто-нибудь да выживет». А другой отвечает: «А вдруг будет хуже?» Так вот, нам хуже уже некуда».
Эксперты же полагают, что пока властям удается грамотно блокировать фермерский протест. Руководитель Центра экономических и политических реформ Николай Миронов пояснил, что «у фермеров меньше возможностей протестовать, чем у тех же дальнобойщиков, – у них земля, контракты, угроза разорения». Поэтому, уверен он, крестьяне вряд ли когда-нибудь будут в первых рядах протестов оппозиции, хотя разовые вспышки возмущения еще будут происходить. «Это не убьет систему, но помогает раскачивать ситуацию в стране», – отметил эксперт. По его словам, именно в силу специфики профессии фермерские протесты не имели успеха нигде, в том числе и за границей, а в России точно не будут иметь. «Фермеры должны выводить свои требования на федеральный уровень и объединять актив из разных регионов. Пока все, что они могли, они сделали», – заметил он. Более того, без политической повестки крестьянский протест обречен.
Глава Политической экспертной группы Константин Калачев подчеркнул, что изначально любой рабочий протест не носит политического характера, для политизации необходимы партии и лидеры. По его мнению, в преддверии президентских выборов фермеров теоретически могла бы возглавить КПРФ. Однако, считает эксперт, шансов на это мало. «Политические взгляды среди фермеров очень разные: одни поддерживают Путина, другие – КПРФ, третьи – вообще Навального. Но пока крестьяне в целом надеются на доброго царя, на то, что федеральная власть их услышит и решит их проблемы», – отметил он и объяснил, что без радикализации перспектив у него мало. По его мнению, федеральный Центр не спешит ответить чаяниям фермеров, опасаясь, что и другие социальные группы обратятся со своими просьбами.