Пока Кремль предлагает гражданам сплотиться в борьбе с угрозой терроризма, а не вокруг конкретного кандидата в президенты. Фото Reuters
В начале мая, по информации «НГ», на стол Владимиру Путину должны лечь наработки по проведению в стране ряда реформ – экономики и социальной сферы, суда и госуправления, партийной системы и системы взаимодействия власти с обществом. Эксперты отмечают, что перенос «Прямой линии» с президентом с апреля на июнь связан с необходимостью принятия по всем ним тех или иных решений. Часть одобренных новаций может быть презентована во время избирательной кампании, стартующей в середине декабря. Впрочем, большинство экспертов склоняется к тому, что Путин по ходу предвыборной гонки экспериментами увлекаться не будет.
Прежде всего из опроса экспертов выяснилось, что однозначных суждений они пока предпочитают не делать. Прежде всего потому, что пока отсутствует факт заявления Путина о готовности баллотироваться на свой второй (четвертый) срок. По поводу же вероятности либо возможности раскрутки в ближайшее время пресловутого образа «Путин 2.0» или вообще «Путина 4.0» их мнения разошлись. Оптимисты отвергают необходимость референдумного характера кампании, пессимисты в качестве аргумента за инерционный сценарий приводят в том числе и возраст потенциального кандидата.
В принципе же подготовкой к уже опробованным методам кампании с некоторой натяжкой можно отнести прошедшие вчера антитеррористические митинги - от Москвы до самых до окраин.
Глава Политической экспертной группы Константин Калачев пояснил «НГ», что «скорее всего кампания будет инерционной». Для инновационной кампании, отметил он, «мало апеллировать к технологиям, коммуникациям и методам, надо еще вложить в нее привлекательное содержание, образ будущего». Эксперт полагает, что если элементы инновационности и будут, то как раз лишь в технологической части – например, меры по повышению явки. А содержательно посыл кампании вряд ли поменяется по сравнению с 2012 годом: «Нам опять покажут молодого подтянутого Путина, кадры, где он занимается спортом, где он с детьми, с бабушками, расскажут, что в стране стабильность, и т.д. Пропаганда уже сформировала привлекательную для большинства картину: Россия встала с колен, мы богатые, нас уважают».
Правда, полагает Калачев, такая кампания может уже и не удовлетворить большую часть общества: дескать, стабильность, переросшая в застой, многих не устраивает, а безальтернативность на участки людей уже не привлекает. По его мнению, в обществе есть запрос на обновление и перемены. «Людям хочется услышать не прежний тезис, что мы в кольце врагов, а о том, что будет со страной в обозримом будущем, во время следующего президентского срока, а не через 50 лет. Есть запрос на различные реформы, на справедливость, уважение и диалог. И люди хотят знать, что может власть предложить разным группам общества. Но президент наш – человек в возрасте, вряд ли он чувствует новые веяния», – подчеркнул Калачев.
В 2012 году Владимир Путин набрал на выборах 64% голосов. Фото Reuters |
А вот повторить кампанию 1999–2000 годов, основанную на противодействии терроризму, считает политолог, Путину вряд ли удастся: «То, что сработало в первый раз, может не сработать в десятый, да и люди могут заинтересоваться, куда же теперь делась стабильность и почему же не обеспечена безопасность, обещанная 17 лет назад».
По мнению Калачева, выбор сценария будет зависеть от того, какую картину президенту покажут социологи. Если по прогнозам ожидается 70% явки, а опросы констатируют 86% поддержки, тогда смысла менять что-либо власть не увидит. «Реакция Кремля рефлекторная: если он посчитает, что мнением либеральной части общества можно пренебречь, тогда пойдет на инерционную кампанию. Если увидит вызов – среагирует. Но на опережение у нас власть не играет». В целом же сценарий кампании скорее всего станет понятен после «Прямой линии» с президентом.
Вице-президент Центра политических технологий Ростислав Туровский также отметил, что повестка президентской кампании еще не сформировалась. И поэтому сейчас в сигналах из Кремля наблюдаются явные противоречия и разные толкования. По его мнению, окончательно власть определится в сентябре-октябре, после подведения итогов региональных выборов и испытания технологий повышения явки. Туровский настаивает: «Если не будет рисков для рейтинга Путина и властных институтов, то есть вероятность инерционной кампании – результат будет достигаться за счет политтехнологий. Если во власти увидят, что поддержка не столь сильна, то вероятность инноваций возрастает - например, Кремль пойдет на смену губернаторов или, к примеру, премьера».
Эксперт считает: с большой долей вероятности можно предположить, что кампания будет все-таки устремлена в будущее. «Строить ее только на подведении итогов правления и на исполнении тех же майских указов – рискованно, ведь сейчас кризис. Поэтому скорее всего мы будем наблюдать ремейк выборов 2012 года, когда через указы, заявления, статьи была более или менее представлена стратегия развития страны», – пояснил Туровский. Он предположил, что в каких-то формах Путин представит образ будущего, например стратегию стабилизации ситуации в социально-экономической сфере.
Кстати, и Туровский тоже считает, что хотя борьба с терроризмом вернулась в повестку, но мобилизовать сейчас все общество только на этой теме невозможно. Он напомнил, что в 1999 году шла чеченская война, сейчас же ее нет.
В общем, по его словам, «инерция сейчас не даст много голосов». «Можно, конечно, апеллировать к консервативно настроенной части общества, сыграть на патриотизме, но это бессмысленно для будущего. Социально-экономическая повестка никуда не денется, и даже для многих сторонников власти – это вопрос болезненный», – подчеркнул Туровский и предположил, что ключевым в кампании Путина может оказаться слово «развитие». В то же время эксперт полагает, что политические реформы вряд ли будут предложены в большем объеме, чем косметический.
Однако, подчеркнул он, это вовсе не отменяет лежащий в основе референдумный сценарий выборов. Ведь если старт кампании будет инновационным, то путинское большинство удастся мобилизовать почти полностью.
Гендиректор Центра политической информации Алексей Мухин напомнил «НГ»: «То, что Путин будет выдвигаться, – это пока не совсем очевидно. Но, правда, чем дольше он тянет, тем вероятнее, что на выборы пойдет именно он, а не другой кремлевский кандидат – за короткое время тот просто не сможет сориентироваться. Но пока отложенное выдвижение Путина делает сценарий и контур кампании крайне неясными». Эксперт предположил, что скорее всего выдвижение произойдет в ноябре, а до этого времени президент будет держать всех в напряжении, дезориентируя оппонентов и не давая развиваться их кампаниям.
Мухин, кстати, считает неверным тот посыл, который дошел до публики якобы от власти: «Предлагаемый формат 70% явки и 70% у Путина – очень странный, потому что стимулирует применение административного ресурса, что делегитимирует кампанию. То же самое касается и референдумного сценария выборов, он заранее подвергает сомнению их ход и результаты. Путину в сегодняшних сложных условиях достаточно победить с результатом в 55%, это будут нормальные демократические выборы, тогда как 70% будут похожи на какой-нибудь туркменский сценарий».
Мухин подчеркнул, что сегодня 70% не будут означать консолидацию общества, тем более что даже в 2012 году – на пике популярности – Путин набрал только 64%. Эксперт отметил, что сейчас сложно сказать, на чем именно остановится президент, но выразил надежду, что это будет кампания с фантазией и инновационным сценарием, поскольку «Путин всегда выбирал оригинальные политические ходы». При этом и Мухин, в свою очередь, однозначно отверг вариант проведения путинской кампании на антитеррористической тематике.