После обыска Фонд борьбы с коррупцией работать пока не сможет. Кадр из видео ФБК
Бывшая сотрудница одной из московских радиостанций рассказала «НГ», что ее контракт был расторгнут на следующий день после участия в антикоррупционном митинге на Тверской. Многим задержанным на других акциях протеста суды продолжали назначать наказание в виде административного ареста или штрафа. Между тем из нового опроса Левада-Центра следует, что большинство респондентов возлагают ответственность за коррупцию в высших эшелонах власти на президента Владимира Путина.
По словам московской журналистки, попросившей не называть ее имени из опасений попасть в черные списки, трудовой договор с ней был расторгнут на следующий день после участия в антикоррупционном митинге.
«У нас многие в издании работают по срочным договорам. В начале марта мне собирались продлить его на три месяца. 26 марта я вышла на Тверскую, выложила видео и фото с акции в Instagram. А уже 27 марта меня вызвало начальство. Мне сказали, что на нашей государственной радиостанции кризис и я попала под сокращение. После этого коллеги мне сообщили, что утром была летучка, где говорили про митинг. И кто-то доложил, что меня заснял телеканал «Дождь», – рассказала она.
Журналистка подчеркнула, что не может утверждать, будто она уволена именно из-за своей политической позиции, поскольку прямо ей никто об этом не говорил. «Совпадение ли то, что меня сокращают после митинга? Возможно. Правда, никто из других договорников вроде меня отставку не получил», – добавила собеседница «НГ». После того как она описала ситуацию в соцсетях, ей пригрозили судом за клевету – и она удалила все посты об этом.
Продолжают разбираться власти как с рядовыми участниками митингов, так и с теми, кого подозревают в их подготовке. Скажем, Симоновский суд Москвы арестовал на семь суток сотрудника Фонда борьбы с коррупцией (ФБК) Руслана Аблякимова. Он стал 14-м по счету осужденным активистом фонда: двое из них ранее получили штрафы, а 11 человек, включая главу штаба Навального Леонида Волкова, – от 5 до 10 суток ареста за «сопротивление сотрудникам полиции». Еще один соратник Навального, Николай Ляскин, вообще получил 25 суток ареста – за повторное задержание. Таким образом, в изоляторе временного содержания сейчас находятся практически все, кто обеспечивал интернет-трансляцию акции 26 марта.
Директор ФБК Роман Рубанов сообщил «НГ», что их офис по-прежнему опечатан, накануне ночью там опять находились неизвестные люди.
Тверской и Мещанский суды столицы уже второй день выносят приговоры со штрафами и арестами десяткам задержанных. Это время активисты проводят в отделах полиции. Правозащитники указывают, что людей содержат в плохих условиях.
В регионах активистов и организаторов акций протеста правоохранительные органы в покое тоже не оставляют. Руководитель отделения «Солидарности» в Ульяновске Игорь Топорков принудительно доставлен в УВД, а затем в Ленинский райсуд. В Чебоксарах двух выступавших на несогласованном митинге граждан – Юрия Сидорова и Семена Кочкина пригласили в полицию для дачи объяснений. В Самаре на момент сдачи этого номера «НГ» продолжался суд над семерыми задержанными. Двоим уже были выписаны штрафы от 10 тыс. до 15 тыс. руб.
В Волгограде, где против студента Максима Бельдикова завели уголовное дело о нападении на полицейского, следователи начали вызывать и школьников вместе с родителями. В Нижнем Новгороде, как сообщила руководитель избирательного штаба Алексея Навального Анна Степанова, 12 взрослых и родители пяти несовершеннолетних привлечены к ответственности.
Так совпало, что вслед за всероссийской антикоррупционной акцией подошел черед и очередного раунда протеста дальнобойщиков, и старта «Тракторного марша» в Краснодарском крае. И власть, похоже, на все это собирается реагировать жестко. Например, накануне был арестован на 14 суток лидер петербургских дальнобойщиков Андрей Бажутин. А на Кубани были задержаны для бесед с различными правоохранителями многие из потенциально активных участников фермерских выступлений.
При этом социологи зафиксировали в обществе высокие антикоррупционные настроения. К коррупции в органах власти россияне относятся плохо: 89% опрошенных считают ее недопустимой. Это показал опрос Левада-Центра, проведенный 2–6 марта, то есть после публикации расследования о деятельности близких к премьеру Дмитрию Медведеву благотворительных фондов. По мнению 79% респондентов, коррупция полностью или в значительной мере поразила органы власти. А 67% полагают, что президент в целом несет ответственность за ее масштабы в высших эшелонах власти.
Руководитель Центра экономических и политических реформ Николай Миронов отмечает, что и политические, и социальные настроения постепенно накаляются и смешиваются между собой. «До всероссийского протеста дело пока не дошло, хотя это вполне возможно, если политика государства не изменится», – подчеркнул он. По словам Миронова, «власть опять показывает, что приемлет только силовой путь вместо реформ, направленных на решение проблем, из-за которых люди выходят на площади».