Алексей Навальный не признал своей вины ни по одному пункту. Фото Reuters
В отношении некоторых участников антикоррупционных акций протеста, инициированных Алексеем Навальным, возбуждаются уголовные дела. Навальный осужден на 15 суток ареста, он должен заплатить и штраф в 20 тыс. руб. Эксперты обратили внимание на то, что основной движущей силой нынешнего протеста стали школьники и студенты. Удастся ли оставить молодежь в политике надолго, пока никто из них не знает, но властям уже указано на опасность плохих отношений с подрастающим поколением.
Напомним, что 26 марта во многих регионах протесты были несанкционированны – власти отказались согласовывать акции, что привело к столкновениям с полицией и задержаниям. И вот в Волгограде уже возбуждено уголовное дело против студента Алексея Бальдинова, подозреваемого в нападении на полицейского. В Следственном комитете (СК) утверждают, что он уже признал вину, в ближайшее время суд изберет ему меру пресечения. Подобные обвинения в адрес «политических» преступников обычно заканчиваются реальными сроками. Заведено и уголовное дело в Москве по факту нападения на полицейского, который госпитализирован с черепно-мозговой травмой. О поимке конкретных подозреваемых сообщений пока нет, однако с учетом большого количества установленных в центре города видеокамер это вопрос времени.
По итогам воскресного протеста только в Москве было задержано около тысячи человек – это больше, чем 6 мая 2012 года на Болотной площади. Многие уже получили по 15 суток ареста и многотысячные штрафы. Но на момент сдачи этого номера «НГ» десятки людей еще оставались в отделах полиции, а суды продолжались.
Главным, понятно, был процесс над Навальным, который рассматривался как своеобразный образец и прецедент. Оппозиционер делал селфи в зале суда и использовал его трибуну для политических заявлений. «Все, что вы зачитали, неправда, и самая большая неправда – что было 4 тыс. человек на митинге», – обратился он к судье. Как известно, в Москве оппозиция насчитала около 20 тыс. участников, а всего по стране – 60 тыс. В итоге Навального осудили по двум статьям Кодекса об административных правонарушениях: за сопротивление полиции он получил 15 суток, а за организацию массового выхода людей на улицу – 20 тыс. руб. штрафа.
Жесткие меры были приняты и к возглавляемому им Фонду борьбы с коррупцией. Все его сотрудники задерживались полицией, оргтехника была изъята. Ближайшему соратнику Навального Леониду Волкову примеряют статью 282 Уголовного кодекса, по которой предусматривается в том числе реальное лишение свободы.
Но в целом акция 26 марта принесла Навальному серьезные политические дивиденды. После их успеха он стал восприниматься как единоличный лидер протеста, чего в 2011–2012 годах ему добиться не удалось. Расширил он и круг своих сторонников за счет школьников и студентов. Эти группы населения оказались политически активными, готовыми идти и на несогласованные акции. Важно и то, что в лице этой протестной молодежи власть создала себе как минимум недоброжелателя, если не врага. Вряд ли кто-то забудет, как его били дубинками и загоняли в автозаки только за выход на площадь.
Эксперты в унисон говорят, что власти, похоже, были в целом не готовы к многотысячным митингам. Об этом свидетельствует и молчание телевизора – судя по всему, решения о том, как реагировать, придумано с ходу не было. Идеи для обсуждения лишь в понедельник подал пресс-секретарь президента Дмитрий Песков, заявивший, что молодежь якобы выходила на митинги за деньги. Хотя Песков, по всей видимости, имел в виду обещания Навального помочь с исками о компенсациях от Европейского суда по правам человека всем незаконно задержанным (см. «НГ» от 24.03.17), версию о финансировании участников акции сразу же начал проверять СК.
Молодые люди все время находились в контакте с полицейскими. Фото с сайта www.svoboda.org |
Официальная же версия молчания ТВ, которую огласил Песков и которая заключается в том, что телеканалы посчитали акции протеста неважными и неинтересными, им же и была косвенно опровергнута. Так как, во-первых, он назвал эти акции опасными для участников, среди которых было много детей, а во-вторых, допустил, что «кто-то продолжит использовать людей, занимающих активную гражданскую позицию, в своих целях, призывая людей на незаконные и несогласованные акции». Вряд ли можно признать, что такого рода серьезные события недостойны внимания центральных каналов.
По мнению экспертов, омолаживание протеста свидетельствует как об отдельных провалах Кремля в сфере работы с подрастающим поколением, так и в целом о низкой оценке молодежью усилий власти по развитию страны. Но вопрос о том, как долго митинговая протестная активность будет интересна молодым, пока остается открытым.
«Молодежь увидела в Навальном новую моду, посещение митинга было чем-то вроде похода на концерт любимой группы. Ясной цели и программы озвучено не было, люди пришли потусоваться», – сказал «НГ» социолог Левада-Центра Степан Гончаров. По его мнению, главный вывод в том, что политика может быть представлена как легкий и достаточно веселый способ совместного времяпрепровождения. В этом главное отличие акции 26 марта от митингов в память Немцова или «Маршей мира».
«Но это накладывает существенные ограничения. Значит, молодежь в целом менее убеждена в своих взглядах, ее легче переубедить. Этим могут воспользоваться и власти. Молодежи также может достаточно быстро надоесть выходить на улицу – то есть неизвестно, сможет ли Навальный собрать такой митинг еще раз», – отметил эксперт. Он напомнил, что митинги редко приносят очевидный результат – и молодежь это поймет быстро. «Это значит, что для ее удержания должна быть проработана процедура геймификации политики – за каждое действие должно быть символическое поощрение и какой-то прогресс. Чтобы не получилось так, как с «болотными» протестами», – пояснил социолог.
Политолог Андрей Колядин сказал «НГ», что воскресные митинги укладываются в картину прогрессирующего политического кризиса. «Конструктивная оппозиция побеждена. Некому выйти и размыть повестку Навального. А вся эта братия 17–25 лет взяла и вышла без всякой внешней организации. И только это спасает страну», – заявил эксперт. По его словам, молодые видят перед собой «абсолютно закрытую и закапсулированную вершину Олимпа, на которую им не попасть». Он напомнил, что еще несколько лет назад публичная поддержка очередной пропагандистской идеи власти могла обеспечить какой-нибудь «Свете из Иванова» скоростной эскалатор из небытия в счастье. «Сегодня Светы валят в Америку. Государство, зачистив оппозиционную поляну и не заполнив ее никем, оказало себе медвежью услугу», – полагает Колядин.
Главный итоговый вопрос всех мероприятий: что может предложить власть молодежи, кроме дубинок ОМОНа? – продолжил глава Политической экспертной группы Константин Калачев. «Доступное и качественное образование, квалифицированную работу, позволяющую содержать семью не в нищете, доступное жилье? Социальные лифты для всех, а не только для блатных мажоров? Самореализацию? Свободу самовыражения? Привлекательное будущее? Осмысленное существование и открытость миру?» – перечислил он то, что большинство молодых уже не только из провинции, но и столиц могут никогда не узнать. По мнению эксперта, «Навальный может быть инструментом. Но вышли люди не за него, а против свинцовых мерзостей жизни». «Медведева уже и шанса стать президентом лишают, и в хромые утки записывают, и премьерство у него отбирают. А ведь он просто принял огонь на себя, его замена проблем не решила бы, – отметил Калачев. – Навальный в данном случае только катализатор, а объединяет всех общий противник». И получается, что в этой роли оказывается власть, у которой единственный ответ – закручивать гайки, а не хотя бы каким-то образом объясняться с людьми.