«Яблочник» Кирилл Бобро арестован по обвинению в распространении наркотиков. Фото со страницы Виталия Зубенко в Facebook
На следующей неделе Ставропольский краевой суд рассмотрит апелляцию на арест лидера ставропольского «Молодежного «Яблока» Кирилла Бобро, обвиняемого в хранении дома наркотиков. Его коллеги по партии уверены, что имел место «обыск с подбросом». Как выяснила «НГ», Бобро не занимался расследованиями, которые могли бы задеть кого-то из больших людей Ставрополья, он был политическим активистом. Именно за уличные протесты ему ранее якобы уже грозили посадкой, но только по «дадинской» статье Уголовного кодекса (УК).
Кириллу Бобро предъявлено обвинение по части 2 статьи 228 УК – «Незаконное хранение наркотических веществ в крупном размере».
По ней предусмотрено от 3 до 10 лет лишения свободы. Он взят на время следствия под стражу – и поданная в крайсуд апелляция этого его статуса скорее всего не изменит, хотя шум вокруг ареста яблочника поднялся большой.
Вкратце же его политическая биография такова – на протяжении последних трех лет Бобро активно работал в ставропольском «Молодежном «Яблоке». Он и другие активисты участвовали в акциях протеста и пикетировали различные органы госвласти. Последние акции – это участие в «Марше памяти Бориса Немцова» и пикеты у здания регионального ФСБ с плакатом «Долой чекистов».
Коллеги по партии утверждают, что всей этой активностью уже не раз интересовался Центр по противодействию экстремизму Ставропольского управления МВД. Мол, сам Бобро и его соратники неоднократно получали предупреждения. «За последнее время его около 15 раз вызывали на профилактические беседы, где то косвенно, а то и прямо говорили, что если он не успокоится, его посадят», – заявил «НГ» адвокат Виталий Зубенко.
Он считает, что, очевидно, готовилась посадка Бобро за неоднократное нарушение закона о публичных мероприятиях, то есть по статье 212.1 УК. Однако, предположил он, план был изменен после освобождения осужденного по той же статье Ильдара Дадина и явного нежелания федерального Центра плодить по стране такого рода политзаключенных.
Руководитель проекта gulagu.net Владимир Осечкин сообщил «НГ», что располагает информацией именно о подбросе наркотиков непосредственно от местных полицейских. «Добросовестный сотрудник из правоохранительной системы Ставрополья сообщил нам (раскрывать конкретную службу я не буду для его безопасности), что сотрудники центра «Э» ГУ МВД в ходе обыска подбросили Бобро два вида наркотиков. Сделано это было для последующего принуждения к признанию вины под угрозой привлечения к ответственности кого-то из членов его семьи», – заявил Осечкин. При этом он указал – со ссылкой на тот же источник, что разработка операции якобы велась местными чекистами вроде бы как по запросу от краевой власти.
«Тем более что ранее Бобро и его товарищи выдвигали инициативу по легализации марихуаны. Хотя это была и не главная их забота, в первую очередь они выступали против произвола силовиков в регионе и за смену федеральной власти – через импичмент Путину», – пояснил правозащитник.
Адвокаты Бобро уже обратились и в Следственный комитет с требованием привлечь к ответственности сотрудников полиции, проводивших этот «обыск с подбросом» – как его называют в «Яблоке». В его итоге у активиста было найдено 4 г героина и 13 г марихуаны – и такое количество наркотиков как раз тянет на «крупный размер», не предусматривающий условного наказания.
Странность, однако, в том, что между появлением полицейских у дверей Бобро, которых тот не пускал, пока не приедет его адвокат, и началом обыска прошло полтора часа. В принципе за это время от якобы имевшихся наркотиков можно было бы попытаться и избавиться. Кстати, незадолго до этого обыска Бобро уже арестовывался на трое суток за организацию одиночных пикетов, а сотрудники центра «Э» и ФСБ посещали квартиры активистов «Яблока». Так что обыски были вполне ожидаемы, и вряд бы ли кто-то стал хранить запрещенные вещества.
Защита Бобро запретила его семье общаться со СМИ. Однако источник в его окружении сказал «НГ», что никто и не сомневается в подбросе, это рассматривается как месть силовиков. Как уточнил Зубенко, от правоохранителей будут требовать и видеозапись обыска, и материалы оперативно-разыскных мероприятий.
В пресс-службе Ставропольского управления МВД у «НГ» поинтересовались, откуда известно, что видео вообще есть, но оперативно комментировать ситуацию отказались. Запрос надо было направлять в пресс-центр МВД России.
Такой ответ вполне понятен – ведь история уже успела наделать много шуму. Например, ее назвали вопиющей даже в Брюсселе. Лидер альянса либералов и демократов «За Европу» Ханс ван Баален призвал к немедленному освобождению Бобро в ходе запущенного «Яблоком» флешмоба.
По мнению зампреда «Яблока» Николая Рыбакова, присутствовавшего на суде, ход процесса по избранию меры пресечения говорит о заказном характере дела. «Во-первых, как бы цинично это ни звучало, он в квартире прописан и живет не один, и непонятно, как установлено, чьи это наркотики. Во-вторых, мы все слышим, как следователь говорит, что не установил, есть ли у Бобро загранпаспорт, а судья уверенно пишет, что есть.
В-третьих, была проигнорирована мера пресечения в виде домашнего ареста и т.д.», – подчеркнул Рыбаков.
Как считает тот же Осечкин, ситуация вокруг Бобро начала развиваться по негативному для местных силовиков сценарию. «Они не ожидали, что история получит федеральную огласку, спецоперация фактически провалена, подавляющее большинство людей понимают, что в СИЗО невиновный. С точки зрения электорального эффекта, который и является приоритетом для администрации президента, самое лучшее сейчас – это провести тщательное расследование и внутреннюю проверку, а потом освободить Бобро из тюрьмы», – заявил правозащитник.