Фото пресс-службы Президента РФ
Президент Владимир Путин видит Генеральную прокуратуру в качестве глобального контролера всех процессов, происходящих в стране. Генпрокурор Юрий Чайка, в свою очередь, доложил о многочисленных успехах, достигнутых его ведомством. Но не стал скрывать и недостатков, потребовав от прокуроров разобраться с сокращением дел по наркотикам и провалами в расследованиях IT-преступлений.
Глава государства, выступив на итоговой коллегии Генпрокуратуры, в очередной раз подтвердил ее по-настоящему всеобъемлющую компетенцию. Путин похвалил прокуроров за выявленные пять с лишним миллионов правонарушений. А одним из главных их достижений в 2016 году, судя по его словам, стало активное участие ведомства в думской избирательной кампании. Прокурорами внесено 590 представлений по разного рода нарушениям.
Противодействие экстремизму и терроризму тоже осуществлялось успешно, но главный акцент президент сделал на социально-экономическом аспекте государственного надзора. Погашена задолженность по зарплате на 28,5 млрд руб., а добросовестные предприниматели, наоборот, находили у прокуратуры защиту и помощь. Уверенно она контролировала сферу ЖКХ, безосновательный рост цен на продукты и лекарства, проводила антикоррупционный мониторинг.
«Во многом по эффективности вашей работы граждане судят о способности самого государства защитить их интересы, отстоять правду и справедливость», – заключил Путин, призвав Генпрокуратуру ежедневно оправдывать доверие граждан.
Юрий Чайка в своем докладе и подтвердил выданные президентом авансы и, конечно, отдал дань обязательной в присутствии первого лица самокритике. По его словам, выявленные 5 млн правонарушений привели к различным наказаниям для более 1 млн человек и к 23 тыс. уголовных дел.
Что касается выборов, то генпрокурор сообщил такую цифру – в 2016 году нарушений оказалось на 50% меньше, чем в прежние кампании. Эта тенденция отслеживается уже не первый год. «На наш взгляд, это непосредственно связано с реализацией на практике мер, нацеленных на обеспечение прозрачности и чистоты выборов», – такие объяснения сделал Чайка. И дополнительных вопросов здесь у него не возникло, в отличие от других категорий правонарушений.
«Поручаю вам детально разобраться с причинами сокращения наркопреступности, особенно выявлением фактов сбыта наркотиков (сокращение 16%), а вместе с тем резкого роста и крайне низкой раскрываемости преступлений, совершаемых с использованием современных информационных технологий», – заявил генпрокурор. По его данным, раскрыто всего 8% случаев мошеннических преступлений. Чайка распорядился при наличии оснований принять «адекватные меры реагирования». А сказав о необходимости иметь перед глазами реальную картину преступности, подтвердил подозрение, что по наркотикам и IT-преступлениям ее нет.
Не забыл он сказать о наращивании усилий по борьбе за чистоту рядов, отметив, что необходимо «более тщательно проверять доводы обращений граждан и организаций о фактах коррупции в органах прокуратуры, активизировать работу по выявлению случаев конфликта интересов».
Понятное дело, что не обошелся доклад и без критики в адрес следственных органов. Чайка сообщил об ухудшении ряда существенных показателей – например, более длительного содержания граждан под стражей. К примеру, в прошлом году количество тех, кто сидит в СИЗО под следствием уже более года, выросло на 70% по сравнению с 2015 годом. Один из способов борьбы с этим, по словам Чайки, – активизация сотрудничества прокуроров с правозащитниками.
Доклад Чайки президент счел необходимым прокомментировать. «Прокуратура в России занимает совершенно особое, уникальное место в системе органов власти и управления. Сфера деятельности – чрезвычайно широкая, практически все сферы деятельности, в которых представлено государство, там, где действует закон. Прокуратура должна контролировать исполнение этого закона», – заявил он, пообещав, что никаких других универсальных контрольных органов Россия создавать не станет.