Крестный ход совершен вокруг Исаакиевского собора. Фото сайта Санкт-Петербургской митрополии Русской православной церкви
Самые крупные протестные акции в последние месяцы были связаны с протестом против передачи Исаакиевского собора Русской православной церкви (РПЦ). Основные аргументы против передачи Исаакия следующие.
Передача собора РПЦ означает закрытие музея, в котором занято 400 сотрудников. Существенно ухудшатся возможности для научной реставрации музея, которая требует постоянного наблюдения со стороны квалифицированных специалистов. Специализированными реставрационными подразделениями РПЦ не располагает. Ущерб наносится туристической привлекательности Санкт-Петербурга, поскольку Исаакиевский собор является вторым по посещаемости после Государственного Эрмитажа. В год его посещают 3,9 млн человек, в то время как Эрмитаж – 4,1 млн, Петропавловскую крепость – чуть больше 2 млн, а Русский музей – чуть меньше 1,5 млн.
Наконец, Исаакиевский собор является наиболее рентабельным учреждением: находясь в собственности Санкт-Петербурга, он не получает из города субсидии ни на текущее содержание, ни на реставрацию, но полностью себя окупает. В случае передачи собора РПЦ из бюджета города потребуется около 1 млрд руб. ежегодно на осуществление реставрации и ремонта, а возможно, и больше.
В качестве основного аргумента за передачу выдвигается юридический императив. Губернатор Георгий Полтавченко в ответ на наш депутатский запрос написал, что отказ от передачи Исаакиевского собора РПЦ будет нарушением Конституции и федерального законодательства. Представители «Единой России» с трибуны Законодательного собрания Санкт-Петербурга клеймили нас, противников передачи Исаакиевского собора, за то, что мы толкаем их на нарушение федерального закона.
При этом все ссылаются на федеральный закон «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности». Поскольку Исаакиевский собор находится в государственной собственности Санкт-Петербурга, то порядок передачи регулируется законом Санкт-Петербурга «О порядке предоставления объектов недвижимости, находящейся в собственности Санкт-Петербурга».
Редакция этого закона крайне неудачна, весь порядок отдается на откуп правительству Санкт-Петербурга и губернатору. По этому чудовищному закону действительно губернатор росчерком пера может передать что угодно, кому угодно и за какую угодно цену. Применительно к объектам религиозного назначения в законе Санкт-Петербурга оговаривается, что передача осуществляется целевым назначением и безвозмездно. Поэтому с точки зрения регионального закона распоряжение губернатора Санкт-Петербурга, инициировавшего процесс передачи собора, даже без обращения со стороны РПЦ, выглядит вполне законным. Этот закон уже сделал возможным передачу, а впоследствии разрушение некоторых памятников архитектуры и культуры. Возникает закономерный вопрос к региональным законодателям: как можно было столько лет жить по этому закону?
Но, к счастью, действует несколько норм федеральных законов, которые делают передачу именно Исаакиевского собора незаконной.
Действительно, в статье 1 федерального закона «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности», принятого в 2010 году, сказано, что имущество религиозного назначения, находящееся в государственной и муниципальной собственности, безвозмездно передается в собственность или безвозмездное пользование религиозным организациям. Однако в этой же статье этого же закона, в следующем пункте черным по белому написано, что «действие настоящего закона не распространяется на имущество религиозного назначения, которое относится к музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации». Следовательно, если тот или иной объект входит в состав Музейного фонда РФ, то действие закона, который все так яростно стремятся исполнить, на этот объект не распространяется. Наоборот, законом «О Музейном фонде РФ» 1996 года запрещено отчуждение (передача в собственность, долгосрочную аренду) государственной части Музейного фонда РФ.
Спецификой Исаакиевского собора является то, что музеем является сам собор, а объектами Музейного фонда РФ – элементы внутреннего убранства собора, а именно фрески, мозаика на куполе и нефах, витражи, колонны (часть из которых представляет собой мозаику, например, все малахитовые колонны) и другие объекты. Эти элементы неотделимы от самого здания собора, поэтому если передается собор, то передаются мозаика, фрески, колонны и т.п., что прямо запрещено федеральным законом о Музейном фонде и на что не распространяется действие закона о передаче объектов религиозного назначения.
В этом специфика музея Исаакиевский собор и его отличие, например, от музея религии и атеизма, который был расположен в Казанском соборе. При передаче Казанского собора РПЦ все объекты Музейного фонда были вывезены и переданы другим музеям и хранилищам. Это было возможно: сняли со стен иконы, разобрали стенды с музейными предметами религиозного культа и перевезли их в другое место. Содрать мозаику с нефов Исаакиевского собора, вырезать фрески, разобрать малахитовые колонны и совершить другие акты вандализма невозможно, не разрушив сам собор и не нарушив все законодательство об охране памятников. Таким образом, поскольку объекты Музейного фонда неотделимы от здания собора, то Исаакиевский собор как объект недвижимости не может быть передан ни в собственность, ни в долгосрочную аренду, ни в безвозмездное пользование.
Поэтому все предложения о передаче Исаакиевского собора вместе с неотъемлемыми элементами Музейного фонда в течение двух месяцев и в течение шести лет незаконны. Поиск компромисса в пределах законодательного поля возможен лишь на том основании, что Исаакиевский собор остается музеем, а РПЦ согласует с коллективом музея формы расширения своей деятельности в Исаакиевском соборе.