Фото с официального сайта
Согласно рейтингу кандидатов в президенты системы мониторинга сетевых информресурсов и социальных медиа Mindscan, в январе на первом месте по упоминаемости оставался Владимир Путин, хотя о своем участии в выборах он еще не заявлял. На федеральном уровне вслед за ним – с огромным отрывом, но первым среди прочих – идет Алексей Навальный. Но внимание региональных СМИ все-таки привлек лидер ЛДПР Владимир Жириновский. А вот запросов через интернет-поисковики больше всего сделано о Григории Явлинском.
Медиарейтинг был традиционно выстроен на заявлениях самих политиков, учитывались также мнения и комментарии экспертов, звучавшие в СМИ. Ожидаемым лидером по числу упоминаний и в федеральных и в региональных изданиях был Путин. Аналитики Mindscan посчитали, что общее число его упоминаний за январь составило 148 660.
На втором месте, хотя и с огромным отрывом от первого, оказался Навальный. При этом число упоминаний о нем в федеральных СМИ существенно больше, чем в региональных, – 3052 против 1868. Кстати, в последнее время политик активно продвигает свою повестку именно в регионах. На днях произошло открытие третьего по счету регионального штаба – на этот раз в Новосибирске. Всего же его команда анонсировала открытие к концу лета 77 региональных штабов в 65 регионах.
В то же время в региональных СМИ Навального превзошел Жириновский. Его рейтинг – 2647 упоминаний в федеральных и 1878 – в региональных медиа. У лидера КПРФ Геннадия Зюганова соответственно 1184 и 1114 упоминаний. А вот лидер «Справедливой России» Сергей Миронов находится в самом конце рейтинга вместе с несистемной оппозицией – председателем ПАРНАСа Михаилом Касьяновым и основателем «Яблока» Григорием Явлинским. По данным Mindscan, они втроем замыкают список с еще одним существенным отрывом теперь уже от его середины. Общее число упоминаний в СМИ у Миронова – 1538, у Касьянова – 540, у Явлинского – 524.
Был проведен и анализ поисковых запросов на того или иного кандидата в системе «Яндекс». Лидером опять стал Путин, а на втором месте расположился уже Явлинский, Навальный же – только на третьем. Впрочем, как отмечается в исследовании, количество запросов в регионах по Навальному растет, уже в четыре раза превышая интерес столичной публики.
Как рассказал «НГ» источник в кругах политтехнологов, сайт, на котором появился рейтинг Mindscan, принадлежит пиар-агентству, сотрудничающему как с крупными коммерческими структурами, так и с администрацией президента.
Как пояснил «НГ» глава Политической экспертной группы Константин Калачев, «рейтинг показывает присутствие в медиапространстве людей, называющих себя политиками, то есть это некий диагноз». Он отметил, что данный диагноз выгоден в первую очередь Навальному, поскольку президент в дополнительном пиаре не нуждается. Тем не менее Калачев согласен, что в последнее время индекс упоминаемости Навального реально растет – в первую очередь, конечно, из-за повторного процесса по «делу «Кировлеса». Эксперт даже назвал политика «медиасапиенсом». Но добавил, что чаще всего Навального упоминают все же в негативном смысле – типа, на какую же из башен Кремля он работает? Эксперта, кстати, не удивило большое количество поисковых запросов по яблочному кандидату: «Люди знают блог Навального, им его не надо искать. А по Явлинскому, видимо, не так много информации».
Как заявил «НГ» руководитель Центра политических и экономических реформ Николай Миронов, рейтинг, судя по всему, вообще искусственный. «Выстроен он так, как того хочет администрация президента», – заявил эксперт. Впрочем, по его мнению, возможно, что и агентство, и сайт, разместивший данное исследование, действуют в собственных интересах, надеясь получить заказы со стороны власти. В доказательство искусственности Миронов привел любопытный, по его словам, порядок расположения кандидатов. Из него видно, что Навального сейчас специально раскручивают: «Власть его использует, чтобы сделать явку. В то же время на выборы он скорее всего не попадет, поэтому она ничем и не рискует. А вот среди парламентской оппозиции наверх явно тянут Жириновского».
Вице-президент Центра политических технологий Ростислав Туровский напомнил «НГ», что исследование обусловлено особенностью составления медиарейтингов, когда просто подсчитывается упоминаемость кандидатов в интернет-источниках. Так что тут вряд ли прослеживается спецраскрутка того или иного политика. Туровский напомнил, что у Навального всегда была высокая популярность в Интернете, а в последнее время внимание к нему приковано и из-за судебного процесса. Его объяснение по соревнованию Навального и Жириновского звучит так: «Люди, как правило, ищут информацию о скандалах. И в регионах их дает им Жириновский, а в столице – уже Навальный».