Фото Gettyimages
До 15 марта госслужащие должны предоставить информацию о своих страницах в соцсетях. В ряде регионов в специальную форму просят вписывать заодно и пароли. Проверкой сведений будут заниматься спецкомиссии с участием прокуратуры.
15 февраля, как стало известно «НГ», госчиновникам и муниципальным служащим раздали анкеты, обязав в течение месяца их заполнить. Необходимо отчитаться о своих страницах во всех соцсетях – «Одноклассниках», «ВКонтакте», Facebook, Instagram и других. Напомним, что крайний срок подачи отчетов, утвержденный правительством, – это 1 апреля. В бланке, кстати, есть пометка, что своей подписью госслужащий подтверждает полную достоверность указанных сведений.
Другой вопрос, как их проверять. Кое-где это решили по-простому: собеседники «НГ» в одном из российских регионов сообщили, что руководство потребовало от них вписать еще и пароли от аккаунтов. Для тех, кто этого не желает, выход один – вообще удалить себя из Интернета. Понятно, что требование паролей – это чистая самодеятельность, в законе о паролях, естественно, ничего не сказано.
Под действие новой нормы чуть было не подпали даже муниципальные депутаты. В частности, в Москве наряду с финансовой и другой отчетностью муниципалов попросили уведомить власти и об активности в Сети. После изучения дословных формулировок закона выяснилось, что народные избранники под него все-таки не подпадают. Проверкой всех сведений, как рассказал «НГ» муниципальный депутат Войковского района Александр Закондырин, занимается та же специальная рабочая группа, что в прошлом проверяла, например, декларации об активах и имуществе. В нее входят в том числе и представители прокуратуры. Он уверен, что мониторинг соцсетей тех людей, которые представляют хотя бы какой-то интерес для власти, и так уже давно ведется. «И, кстати, не совсем понятно, как доказывать подлинность своей страницы в Интернете – у нотариуса, что ли, заверять?» – сыронизировал депутат.
Заметим, однако, что скорее всего до этого дело и не дойдет, ведь после аккумулирования такого огромного массива данных их еще надо будет как-то проверить. Заниматься этим будут разного рода комиссии или отделы кадров, у которых соответствующих инструментов просто нет. А значит, и эта очередная кампания, видимо, обернется формальностью. Реальностью станет лишь увеличение документооборота. А уж до массового анализа полученных сведений руки и вовсе никогда не дойдут. Однако вот анализ того или иного чиновника по заказу заинтересованных лиц или структур вполне прогнозируем.
Впрочем, без принципиальных последствий новые требования не обойдутся – активность госслужащих в Интернете будет сокращаться. Глава Политической экспертной группы Константин Калачев указал, что вообще-то ранее власти настаивали на присутствии чиновников в соцсетях. Он напомнил, что случаи неприятного для граждан поведения властей предержащих в соцсетях были – например, бывший орловский вице-губернатор выкладывал фото дорогих вин и фуа-гра.
По мнению Калачева, надо повышать требования к моральным качествам чиновников при приеме на работу, а не присматривать за ними по всей Всемирной паутине. «Итогом данной инициативы станет уход госслужащих в подполье. Потому что понятно: указывать свои страницы не только в соцсетях, но и, скажем, на сайтах знакомств мало кто захочет».