Фото агентства городских новостей "Москва"
Алексея Навального лишили права баллотироваться в президенты России. Кировский суд повторил приговор почти четырехлетней давности, дав оппозиционеру пять лет условно. Однако политик планов не меняет – он намерен добраться до старта избирательной гонки через Верховный, Конституционный или Европейский суд.
«Первый час чтения приговора принес 250 тыс. руб. донейтами», – написал глава Фонда борьбы с коррупцией (ФБК) в Twitter во время судебного заседания. В перерыве он в очередной раз предсказуемо назвал свое уголовное преследование политически мотивированным: мол, за ним стоят высокие чиновники, уличенные ФБК в жизни не по средствам. Дело не суде, а в избирательной кампании, Кремль боится, сказал он после того, как услышал вердикт. Приговоренный по тяжкой статье Уголовного кодекса (УК), оппозиционер теперь не имеет права баллотироваться в президенты. Хотя его адвокаты и соратники настаивают на обратном. Руководитель штаба Навального Леонид Волков сказал, что решение суда не повлияет на кампанию, готовившуюся с июля 2016-го.
Он же обозначил и возможные дальнейшие шаги: отмена приговора в Европейском суде по правам человека (ЕСПЧ), оспаривание пресловутого криминального фильтра в Конституционном суде (КС) или изменение законодательства, например, через Госдуму. Эксперты сочли возможным второй пункт, однако нужно пояснить, что КС в 2013 году рассматривал данную норму законодательства. И в результате отменил лишь пожизненный запрет участвовать в выборах в качестве кандидатов тем, кто осужден по тяжким и особо тяжким статьям УК. Другими словами, сам криминальный фильтр был признан конституционным, так что возможностей для маневра тут немного. Например, пожаловаться в КС на ограничения, касающиеся тех, кто имеет неснятую или непогашенную судимость по всем тем же «тяжелым» статьям, но не находится при этом за решеткой. Напомним, что в Конституции запрет баллотироваться на выборные должности прописан исключительно для сидящих в тюрьме или официально недееспособных.
Оспорить эту норму можно и в ЕСПЧ, но не факт, что там согласятся с таким сложным мероприятием. То есть наиболее перспективным вариантом сегодня выглядит следующий: Навальный, пройдя через все российские апелляции до Верховного суда (ВС), дойдет опять-таки до Страсбурга. Там не смогут не обратить внимание на то, что признанный ими незаконным приговор был недавно повторен точь-в-точь. Соответственно ЕСПЧ аналогично скопирует свое предыдущее решение и отправит его в ВС. А у того три варианта: не подчиниться, оспорив вердикт европейских коллег через КС, однозначно отменить приговор или же повторить свое прежнее указание, отправив все обратно в Киров – как и случилось в конце минувшего года.
Таким образом, велика вероятность, что Навального, его адвокатов и сторонников ждет «Кировлес-3». Причем нельзя исключать такого пикантного сценария, когда оппозиционера все-таки допустят до выборов, но в качестве подсудимого, которому придется и вести кампанию, и постоянно ездить на заседания в Киров.
Но более непонятной в этой истории остается логика властей. Суд действительно перезапустил политическую карьеру Навального, которая пошла на спад после московских выборов 2013 года. Но теперь он всего за час процесса собирает четверть миллиона рублей пожертвований. Отчего к «Кировлесу-2» было такое формальное отношение – повторено было не только обвинительное заключение, но и сущностные части текста приговора. Получается лишь для того, чтобы одновременно и раскрутить оппозиционера, и держать его подальше от выборов? Или таким образом власти хотят иметь возможность проконтролировать участие Навального в избирательной кампании?
Впрочем, даже если Навальный и не доберется до старта президентской гонки, эксперты не торопятся хоронить его карьеру. Политолог Глеб Павловский прочит политику яркое будущее. Из его слов следует, что позиции Навального только укрепляются: да, обвинительный приговор не позволит оппозиционеру баллотироваться в президенты, но оставит возможность широкого политического участия в выборах и без выдвижения. По его мнению, нынешняя ситуация приведет к увеличению численности сторонников главы ФБК, причем те изрядно радикализуются. Навальный станет центром притяжения недовольных, чем могут попробовать воспользоваться другие политики: «Не исключено, что будет возможным символический блок Навального с другим претендентом, а станет ли это инициативой самого Навального или другого политика – второй вопрос». Все это, резюмирует эксперт, даст на выходе как минимум нескучную президентскую кампанию, конфликтную и внешне, и подспудно. Главным потенциальным следствием избирательного процесса станет непредсказуемый уровень политизации общества.
Еще до оглашения приговора уже появилась, по сути, подтверждающая такую перспективу информация: у несистемной оппозиции может появиться единый кандидат. Это лидер ПАРНАСа Михаил Касьянов. Он не исключил, что пойдет на выборы, хотя и уточнил, что решение не принято. По его словам, сейчас действительно нужно говорить о едином сопернике Путину – и включаться в переговоры с «Яблоком» и другими демократами. Впрочем, пока ситуация больше похожа на пиар-кампанию. Другое дело, если речь идет о согласованном плане. Недаром во время суда у части оппозиционной общественности возникла точка зрения, согласно которой Навального ведет Кремль, а тот либо не знает, либо знает, но самое главное, что не против. Если принять эту версию, можно понять, что допустить оппозиционера к выборам нельзя. Потому что это значит уже сейчас признать, что Кремль согласовал его участие.
Между тем оценить объективный политический вес Навального сегодня невозможно. Да, он популярен в Москве, в перспективе мог бы еще раз участвовать в столичных выборах. А его известность и убедительность в регионах – под вопросом. Возможно, что они для Кремля, которому нужно нагнать явку для президентской кампании, все еще недостаточны. А потому куда перспективнее оставить Навальному судебные разбирательства в качестве медийной поддержки, чтобы укрепить его статус непримиримого борца с властью в третьем сезоне «дела «Кировлеса».