В феврале 2013 года американцы получили разрешение на усыновление российских детей в последний раз. Фото Reuters
Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) признал неправомерным запрет на усыновление российских детей в США. Он был введен пресловутым «законом Димы Яковлева» от 28 декабря 2012 года. Россия должна будет около 90 тыс. евро в качестве компенсации, но власти уже заявили, что платить не собираются. Вердикт будет обжалован, ведь ЕСПЧ, как считают в Минюсте, расширительно растолковал право в интересах американских истцов.
ЕСПЧ огласил свое постановление по 45 жалобам американцев на отказ в усыновлении детей из России – несмотря на то, что они уже начали эту процедуру. Для покрытия морального ущерба наша страна должна выплатить истцам в общей сложности 75 тыс. евро, а для возмещения судебных издержек – еще 13,6 тыс. евро.
Все жалобщики, сведенные в единое дело, утверждали, что запрет на усыновление нарушил их право на воспитание детей в семье, поскольку к моменту его введения процедуры по усыновлению находились на финальных стадиях и между усыновителями и приемными детьми установились крепкие связи. Что у «закона Димы Яковлева» дискриминационный характер, поскольку он направлен лишь против американских усыновителей. Что запрет для них подпадал под категорию такого правонарушения, как плохое обращение с детьми, поскольку препятствовал тому, чтобы дети получали специализированный медицинский уход в США.
В российских судах американцы, по их утверждению, правды не добились и тогда обвинили Россию перед лицом ЕСПЧ в нарушении статьи 3, статьи 8 и статьи 14 европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Однако стоит отметить: в постановлении суда признана неприемлемой жалоба истцов на то, что запрет на усыновление стал причиной плохого обращения с детьми. В ходе судебного расследования выяснилось, что дети получали отвечающую всем требованиям медицинскую помощь и в России.
После оглашения вердикта ЕСПЧ со стороны российских официальных лиц пошли недовольные и даже гневные комментарии. Кое-кто из депутатов Госдумы, например, договорился до того, что американцам от суда нужна была не справедливость, а деньги. Чтобы понять, что это не так, достаточно разделить общую сумму компенсаций на количество истцов. Раздались и голоса о том, что России следует отказаться от исполнения этого решения ЕСПЧ по аналогии с «делом ЮКОСа», то есть признать его нарушающим Конституцию.
Первой юридические основания для возможного обжалования огласила уполномоченный по правам ребенка Анна Кузнецова. Она отметила, что поскольку граждане США процесса усыновления не завершили, то и законными представителями российских детей они считаться не могут, а следовательно, в суде им делать было нечего. В заявлении Минюста России эта тема была развернута более подробно, приведены были и другие аргументы. А главное, подчеркнул замминистра Георгий Матюшкин, «мы внимательно изучим это решение и, безусловно, будем его обжаловать в Большой палате ЕСПЧ». На это есть три месяца, а пока документ в силу не вступает.
В официальном пресс-релизе Минюста при этом утверждается, что ЕСПЧ и не поставил под сомнение право России самостоятельно регулировать вопросы усыновления. Не обнаружено и унижающего достоинства детей-сирот обращения с ними. «Европейскому суду следует обратить внимание на такие моменты, как отсутствие со стороны РФ каких-либо нарушений международных норм, необходимость исчерпания заявителями надлежащих средств правовой защиты, отсутствие каких-либо реальных семейных отношений и тесных межличностных связей между детьми-сиротами и американскими заявителями» – вот такой упрек был отправлен в Страсбург. И, конечно, никуда не годной назвал Минюст расширительное толкование гуманитарных норм, которое ЕСПЧ допустил исключительно в интересах истцов из США.
Напомним, что до принятия «закона Димы Яковлева», который стал российским ответом на «Акт Магнитского», принятый в США, американцы занимали лидирующую позицию по общему числу усыновленных из России детей, а также детей с инвалидностью. Статистика показывает уменьшение числа сирот в стране, однако наблюдается оно с 2006 года и связано со снижением числа выявленных детей, а не с ростом усыновлений.
За последние годы в государственном банке учета данных о детях, оставшихся без попечения родителей, ежегодно находятся около 100 тыс. человек. С 2011 года этот показатель снизился. Если тогда в списке находилось 134 тыс. детей, то по данным на начало 2016 года – 71 200 детей, из которых около 20 тыс. – инвалиды.
Исключение США из числа стран, граждане которых имеют право на усыновление детей из России, не привело к замещению доли США другими странами, в результате чего число детей, нашедших семью за рубежом, резко снизилось: с 3400 в 2011 году до 746 в 2015-м. Не привело это и к существенному росту усыновлений детей россиянами. Если в 2011-м их общее число составило 10 816 человек, то в 2015 году уменьшилось до 5903. То есть приемных родителей обрели менее 10% от общего количества. Полной статистики на 2016 год пока нет, но уже в 2015-м случаев усыновления стало меньше, чем в 2014-м, когда иностранцы взяли 1038 детей, а россияне – 6616.