Секретарь Общественной палаты Александр Бречалов (в центре) искал компромисс с представителями Совета по правам человека, но не нашел. Фото с сайта www.president-sovet.ru
Дополнительный набор в Общественные наблюдательные комиссии (ОНК), который должен был начаться в январе, откладывается на неопределенное время. Общественная палата (ОП) настаивает на формальностях: дескать, необходимо прописать эту процедуру в законе. Правозащитники напомнили, что ранее довыборы в ОНК проводились без таких сложностей, и еще раз предложили ОП самоустраниться.
Ранее в ОП действительно утверждали, что донабор в ОНК будет объявлен сразу после новогодних праздников. Однако теперь секретарь ОП Александр Бречалов заявляет, что, дескать, в нынешних условиях этот процесс будет нелегитимен. Так что единственно возможный способ провести процедуру доназначения – это внести изменения в федеральный закон об общественном контроле.
«У нас была четкая договоренность провести донабор в январе. Однако ОП отказалась от своих обещаний, прикрываясь юридическими нюансами, которых на самом деле не существует», – подтвердил «НГ» правозащитник Валерий Борщев. По его словам, предыдущие годы ОП уже проводила дополнение комиссий – и тогда для этого не понадобилось никаких законодательных корректировок. К примеру, в октябре 2015-го была объявлена процедура дополнительного выдвижения в состав ОНК Красноярского края, Курской, Самарской и Ярославской областей.
«В очередной раз надеявшиеся на слово Общественной палаты, мы оказались обмануты», – подчеркнул собеседник «НГ». По его словам, и даже внесение поправок не гарантирует, что в дальнейшем комплектация комиссий все же произойдет. К примеру, уже сейчас в некоторых регионах те ОНК, которые возглавили бывшие силовики, отказываются принимать новых членов. «Я боюсь, что ОП может сослаться на мнения этих комиссий и не провести в них выборы», – сказал Борщев.
Сам законопроект, который готовит ОП, подразумевает, что оснований для доукомплектования ОНК может быть два: если комиссия не образована в правомочном составе или если Совет ОП согласится с решением о дополнении.
Борщев также отметил, что правозащитников беспокоит ориентация ОП на мнение региональных палат, что «противоречит позиции закона». Борщев рассказал, что в некоторых регионах сами управления Федеральной службы исполнения наказаний направляли в региональные палаты списки тех, кого они хотят или не хотят видеть в числе наблюдателей.
Правозащитники, члены и кандидаты в ОНК также опубликовали открытое обращение к Бречалову, где говорится, что «промедление в данном вопросе способствует нарушениям закона и прав человека в местах принудительного содержания и что цена такого промедления – это человеческие судьбы, а иногда даже жизни».
По словам члена Совета по правам человека Андрея Бабушкина, «в половине субъектов комиссии не заработали или заработали чисто формально». Пример этому – Мордовия, где ОНК уменьшена с 12 человек до 10, почти за два с половиной месяца члены комиссии провели всего три посещения колоний. А в Брянске члены ОНК, побывав в одной колонии, не посетили ни одного из четырех пунктов пропуска через границу, где задерживаются десятки иностранцев. Бабушкин напомнил, что его коллеги выступали с альтернативным предложением – провести доголосование в 42 субъектах РФ, а поправку в закон делать параллельно с этим, но ОП такую идею отвергла.
«Препятствия создаются намеренно, – заявил бывший член ОНК Москвы Алексей Павлюченков. – Свои цели ОП выполнила, не допустила самых активных правозащитников. И теперь она будет до последнего отстаивать интересы силовиков». Правозащитник рассказал, что сейчас в некоторых регионах тюремная администрация сама занимается доставкой наблюдателей в камеры.
«Я отработал много лет в питерском ОНК, более 200 раз посетил СИЗО и колонии, по моим жалобам суды часто признавали действия тюремщиков незаконными. Как результат – меня и моего коллегу Игоря Голендухина не включили в ОНК четвертого созыва. Силовики избавились от нас и, конечно, не допустят никаких поправок, направленных на развитие общественного контроля», – заявил «НГ» член комитета «За гражданские права» Борис Пантелеев.
«Ранее я состоял в рабочей группе ОП по формированию ОНК и точно знаю, что ФЗ-76 позволяет провести еще один конкурс, – заверил «НГ» главный редактор портала «ОНК.рф» Владимир Осечкин. – Если бы действительно перед чиновниками стояла цель доформировать ОНК, это можно было бы сделать за неделю. Но ОП сформирована исключительно из лояльных власти людей, поэтому они до последнего будут пытаться отсечь от контроля независимых активистов».
Член ОНК Брянской области Александр Богомаз считает, что ОП пытается дотянуть до тех пор, пока не спадет интерес к этой теме. «Все эти переговоры в высоких кабинетах и последующие обещания все исправить делаются с одной целью – сбить волну протеста, успокоить взволнованных правозащитников, на глазах которых уничтожен общественный контроль за тюрьмами», – уверен он.