Михаил Ходорковский собрал в «Открытой России» молодую команду. Фото со страницы «Открытые выборы» в Facebook
С начала года пошла новая волна черного пиара против «Открытой России» (ОР) Михаила Ходорковского. На провластных сайтах появился ряд однотипных статей, где эта структура представлена как загадочная и опасная организация, реализующая многоходовую комбинацию по смене режима в России извне. Эксперты допускают, что информационная атака связана с приближающимися президентскими выборами, чтобы очернить всех, кто будет влиять на выдвижение оппозиционных кандидатов.
В российском сегменте Интернета есть целый ряд сетевых СМИ, которые время от времени разом вбрасывают однотипные новости компроматного плана. И хотя их аудитория невелика, но одновременная публикация приводит к тому, что статьи начинают индексироваться новостными агрегаторами и отображаться в поиске.
Ранее такая схема использовалась для дискредитации ПАРНАСа в ходе думской кампании. Сейчас же главным антигероем становится Ходорковский. На провластных сайтах его теперь «прикладывают» почти в каждом тексте. Скажем, на ресурсе «Политонлайн» в статье о новых санкциях США против России Ходорковского обвинили в том, что он якобы дарил ценные подарки лоббисту прежних ограничительных мер сенатору Бену Кардину. Однако в материале никаких дополнительных подробностей так и не приводится.
В еще одном тексте на том же ресурсе Ходорковскому ставят в упрек его усилия по борьбе с российской госпропагандой – через помощь новым российским медиа. «При этом стандарты объективности, правдивости и беспристрастности в этой «войне с пропагандой» уходят не на второй, а уже на десятый план», – утверждается в заметке без указания хотя бы на один пример из жизни.
Еще один провластный сайт посвятил планам ОР аналитическую статью, основанную в том числе и на публикациях «НГ» о направлениях развития этой структуры Ходорковского. В материале в основном говорится о замыслах по манипулированию людьми через СМИ и различные общественные инициативы. Тот же ресурс уверенно публикует и дату первого общероссийского съезда ОР – 25 апреля, а также ряд внутренних ее новостей со ссылкой на информированный источник в организации.
В пресс-службе ОР «НГ» пояснили, что дата очередного съезда вообще еще не определена. От комментариев данных публикаций там отказались, предположив, что сотрудникам этих пропагандистских контор просто не о чем писать после праздников. Однако дело вряд ли только в этом. Напомним, что о первых интернет-вбросах против ОР «НГ» сообщила еще в конце декабря (cм. «НГ» от 22.12.16). Тогда организацию обвинили в связях с запрещенным в России «Исламским государством» (ИГ). Кстати, эта тема нашла продолжение и в новых текстах – авторы одного из них заметили, что ИГ в публикациях ОР называют просто группировкой, не указывая на ее террористическую сущность, а стало быть, ей симпатизируют.
Руководитель Центра экономических и политических реформ Николай Миронов заметил, что подобные сайты, публикующие «чернуху» и пропаганду, «берут не качеством, а количеством». «В свое время было создано около 25 подобных порталов, какие-то под видом информагентства, какие-то – как ресурсы гражданской журналистики. Эти сайты нужны для отработки тем и освоения ресурсов», – утверждает Миронов. По мнению эксперта, активизация публикаций против Ходорковского вызвана двумя причинами: «Во-первых, он входит в список политиков, которым по указанию властей пропагандистские СМИ создают негативный имидж. Во-вторых, по мере приближения президентских выборов началась информационная атака на всех, кто имеет отношение к определению оппозиционных кандидатов».
Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин заявил «НГ», что нападки на ОР и Ходорковского могут выйти и за пределы Интернета. И хотя пока такого заказа от властей, похоже, нет, но «эскалация может последовать совершенно неожиданно». Эксперт подчеркнул, что публикации об ОР в Интернете сейчас осуществляются в инерционном режиме, поскольку власть не воспринимает структуру Ходорковского как большую угрозу. «Именно поэтому она продолжает функционировать. Если же власть воспримет ее как угрозу, а это может произойти по разным, в том числе и субъективным, основаниям, то тогда проблемы могут усилиться».