Минфин США активизировал инструмент персональных санкций против самых разных российских граждан. Фото с сайта www.treasury.gov
Расширение «списка Магнитского», о включении в который еще пятерых россиян объявили власти США, может продолжиться. Одними из первых претендентов могут стать российские пропагандисты, рассказал «НГ» председатель ПАРНАСа Михаил Касьянов. Эксперты уверены, что Кремль не будет отвечать и на эти санкции, дожидаясь прихода администрации Трампа.
Включение в «список Магнитского» главы Следственного комитета Александра Бастрыкина, чего добивался с 2012-го Борис Немцов, стало главной новостью. Под санкции подпали также депутат Госдумы Андрей Луговой, предприниматель Дмитрий Ковтун, бывший следователь Следственного комитета Станислав Гордиевский и бывший глава Универсального банка сбережений Геннадий Плаксин.
Непосредственно к делу юриста Сергея Магнитского имеют отношение лишь два новых фигуранта. Например, Плаксин в свое время руководил банком, который подозревали якобы в содействии отмыванию денег и хищению налогов. Гордиевский же, по данным сайта «Роспозор», вроде как «предотвращал судебное преследование чиновников МВД», которые были указаны Магнитским в его показаниях.
Включение Бастрыкина в «список Магнитского» оппозиционер Владимир Кара-Мурза (младший), как раз и лоббировавший его в Конгрессе США, объяснил так: «В его послужном списке – все громкие политические дела последних лет. И «болотное дело», и «дело ЮКОСа», и дела в отношении Алексея Навального, Сергея Удальцова и Леонида Развозжаева». Включение же в список Ковтуна и Лугового скорее всего связано с тем, что британские власти подозревают их в причастности к убийству бывшего офицера ФСБ Александра Литвиненко.
Cпикер Госдумы Вячеслав Володин назвал расширение «списка Магнитского» местью уходящей администрации Барака Обамы. Однако более важный вопрос: кто может оказаться следующим кандидатом на внесение в него? Михаил Касьянов, который тоже прикладывает усилия к продвижению данного списка, заявил «НГ», что это могут быть «российские пропагандисты, причастные к травле Немцова перед его убийством». Список так называемых пропагандистов в апреле 2015 года был передан Касьяновым и Кара-Мурзой в американский Конгресс.
Это журналисты Владимир Соловьев, Аркадий Мамонтов, Андрей Караулов, Константин Семин, Дмитрий Киселев, гендиректор ВГТРК Олег Добродеев и бывший глава НТВ Владимир Кулистиков, а также член Совета Федерации Алексей Пушков – тоже тележурналист. Список российских телевизионщиков, кстати, назван именем Немцова потому, что ранее именно он предложил ввести санкции в отношении сотрудников и руководителей государственных СМИ.
Касьянов в беседе с «НГ» напомнил, что американский «закон имени Магнитского» может быть дополнен любыми нарушителями прав человека, а не только теми, кто имел непосредственное отношение к преследованию юриста.
В Госдуме, в свою очередь, не исключили, что Москва может ответить Вашингтону асимметрично. «В России действует закон об ответных мерах на Акт Магнитского, согласно которому МИД и даже наши депутаты и сенаторы вправе предложить расширить черные списки американских граждан, виновных в нарушении прав россиян. Таких случаев немало», – заявил глава комитета Госдумы по международным делам Леонид Слуцкий.
Напомним, что ранее президент Владимир Путин отказался высылать из страны американских дипломатов в ответ на высылку из США представителей российского дипведомства, таким образом дав понять, что рассчитывает на взаимодействие уже с будущей администрацией.
Как известно, внесение в «список Магнитского» означает запрет на въезд в США и заморозку активов в этой стране. То есть никакого реального эффекта зеркальные меры такого характера, введенные россиянами, для американцев иметь не будут. В связи с этим скорее всего Кремль и тут займет выжидательную позицию до контактов с новой американской администрацией, предположил политолог Николай Петров. Он пояснил «НГ», что персональные санкции против чиновников, на которые в свое время власти ответили запретом на усыновление российских детей американцами, в нынешних условиях малозначимы для страны. «Принципиальны финансовые санкции, которые зависят не столько от Конгресса, сколько от президента, и Трамп сможет своим указом значительно смягчить их, что крайне важно для российской экономики, – говорит Петров. – А это значит, что ничего, кроме бодрых лекций нескольких прокремлевских политологов, мы и не услышим». Однако, по словам эксперта, очевидно, что новая администрация США не будет денонсировать ни сам «закон имени Магнитского», ни вычеркивать никого из санкционных списков.