Фото агентства городских новостей "Москва"
Оппозиционные демократические структуры собираются принять участие в выдвижении кандидатов на муниципальные выборы в Москве. Как выяснила «НГ», часть из них уже спланировала переговорный процесс. Другая же часть открыла школы для будущих депутатов.
Важнейшим событием 2017-го считают московские муниципальные выборы в ПАРНАСе (голосование намечено на 17 сентября). Зампред ПАРНАСа Константин Мерзликин рассказал «НГ», что глобальная задача партии – добиться «единого списка с «Яблоком». По словам политика, этот перечень кандидатов можно назвать «Демократическая Москва». Он отметил, что будет разыграно 1500 мест муниципальных депутатов, причем «впервые за 10 лет муниципальные выборы не совпадают с федеральными».
«Это приведет к снижению явки провластного электората», – полагает Мерзликин. Он уверен, что оппозиция сможет мотивировать своего избирателя прийти и проголосовать.
Основной цели демократы не скрывают: «Если мы хотим независимо от власти выдвигать своего кандидата в мэры, то нам нужно пройти в муниципальные собрания в большом количестве. Иначе, как в 2013 году, это будет полностью зависеть от власти». Напомним, что для выдвижения кандидата в мэры необходимо заручиться подписями депутатов (три года назад партия власти поделилась ими с оппозицией).
Председатель московского отделения «Яблока» Сергей Митрохин сообщил «НГ», что его партия планирует выставить несколько сотен участников: «Будем договариваться со всеми, кто более или менее близок нам по взглядам. Например, если та же Партия роста выдвинет каких-то значимых кандидатов и у нас не будет идеологических расхождений, то мы договоримся».
По его словам, местные выборы в чем-то даже важнее федеральных: «Тут не так зверствует административный ресурс – больше шансов провести кандидатов». Митрохин подчеркнул, что «прямой связи между мэрскими и муниципальными выборами нет, хотя, конечно, последние играют роль при сборе подписей». Специальных переговоров, по его словам, с другими силами у «Яблока» не будет: «Проблемы решим по мере поступления».
«Открытая Россия» (ОР) Михаила Ходорковского между тем запустила две недели назад прием в школу муниципального кандидата. Как рассказал «НГ» исполнительный директор движения "Открытая Россия" Тимур Валеев, «за первое время пришло уже больше 150 заявок от людей, которые хотят участвовать в выборах, – всего мы планируем обучить около 400 человек и провести не меньше 100 человек в муниципальные депутаты». По его словам, главная задача организации – провести не каких-то отдельных кандидатов, а именно команды, чтобы обеспечить большинство в муниципальных советах.
Валеев отметил, что с просьбой о помощи к ним обратились представители практически всех (в том числе парламентских) партий. Мол, политструктуры не дают такого шанса, какой дает ОР: «Пришли даже сотрудники ОНФ и молодежного крыла «Единой России» – из «Молодой гвардии». Мы будем договариваться со всеми, потому что, по нашей информации, у мэрии есть задача не допустить ни в одном муниципалитете большинства из независимых депутатов».
По его словам, выдвиженцы от ОР могут идти под любым флагом и не рассказывать, что получают поддержку структуры Ходорковского. А тот, в свою очередь, предоставит серьезных технологов для участия в выборах: «Мы тоже берем на себя обязательство не афишировать нашу поддержку – взамен будущие депутаты помогут нашему кандидату в 2018 году преодолеть муниципальный фильтр на выборах мэра Москвы».
Председатель Партии роста (ПР) Борис Титов сказал «НГ», что выработает со своей политструктурой стратегию по московским выборам в январе: «Пока мы планируем точно закрыть некоторые округа, выдвинув как минимум 500 кандидатов из 1500. И провести из них хотя бы 10 человек». Он уточнил, что на выборы предстоит «рекрутировать» малый и средний бизнес, для чего ПР планирует собирать бизнесменов, проводя с ними обучающую работу по подготовке к муниципальным выборам.
По словам главы Политической экспертной группы Константина Калачева, «Единая Россия» будет активно участвовать в выборах, однако вопрос в том, будут ли ее кандидаты афишировать свою партийную принадлежность – или огласят ее уже по итогам кампании. Он напомнил об одном из первых успехов партии власти в начале нулевых в Удмуртии: за неделю до выборов ЕР поддержала всех проходных кандидатов, а после кампании объявила о своей победе: «ЕР нужно рапортовать о победах, в том числе на таких электорально сложных территориях, как Москва. Вопрос тактики и стратегии открыт. Вовсе необязательно вести кампанию по всей Москве, можно ее диверсифицировать. А после выборов окажется, что практически все избранные депутаты являются членами партии власти либо получили ее поддержку».
В связи с этим, по мнению Калачева, возможна даже замена главы московского отделения ЕР, когда 70-летний руководитель Николай Гончар уступит место 49-летнему зампреду Мосгордумы Андрею Метельскому: «Если замена руководства происходит накануне выборной кампании, естественно, поднимаются интерес и внимание к выборной кампании. Видимо, Метельского считают человеком, который способен провести выборную кампанию, обеспечив результат в сотрудничестве с мэрией».
Оппозиции, отметил он, нужна история успеха после провала на думских выборах и неплохих результатов в Москве. «Москва с точки зрения продвижения – это оптимальная территория, здесь вся политика, – сказал «НГ» Калачев. – Москвичи не готовы к массовым протестным действиям, но к протестному голосованию готовы вполне». По его мнению, успех будет зависеть от способности договориться и от того, как будут вести кампанию: «Это, конечно, прицел и на мэрские выборы, на которых можно, даже не победив, перейти на уровень федеральной политики. Как Навальный».
Вице-президент Центра политических технологий Ростислав Туровский напомнил «НГ», что еще недавно стоял вопрос о переносе муниципальных выборов: «Возможны кадровые изменения на персональном уровне, городские власти постараются увеличить присутствие тех, кто им лоялен, набирая кандидатов среди бюджетников». По его мнению, возможная смена московского руководителя ЕР связана с внутриэлитными договоренностями в столице: «Хотя Гончар – опытный политик, у него большой личностный потенциал, но, наверное, возник вопрос смены поколений».