Работа властей с реестром некоммерческих организаций (НКО), признанных иностранными агентами, похоже, выходит на этап принудительной ликвидации тех из них, кто решился оказывать сопротивление. Типовым образцом такого рода процессов, судя по всему, может стать суд по «делу НКО «Возрождение», который начался в Пскове.
Формально центр социального проектирования «Возрождение» пытаются закрыть за то, что он не действует так, как это положено иноагентам. Однако на самом деле получается, что властям не нравятся многочисленные иски этой НКО в свою защиту, в том числе в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ).
Псковский горсуд приступил к рассмотрению административного дела против этой НКО, одним из учредителей которой, и ранее даже ее директором, был глава регионального отделения «Яблока» Лев Шлосберг. В спецреестр иноагентов «Возрождение» попало под самый конец 2014 года. У НКО были зарубежные гранты, однако главное, что Шлосберг занимался политической деятельностью. Именно как глава НКО он был замечен на дискуссии по «закону Димы Яковлева» – о запрете усыновления за границу. Хотя сам он утверждает, что был там как депутат облдумы.
В административном иске против «Возрождения» Минюстом перечислено много претензий: устав НКО противоречит законодательству, она не имеет юридического адреса, а о фактическом нахождении властям не сообщает. Во время проверок НКО отказывалась предоставлять нужные документы, а бухгалтерские отчеты она вообще не сдает. Короче говоря, злостно уклоняется от всех обязанностей, которые предписаны НКО, пребывающим в статусе иностранных агентов.
Из объяснений, данных суду нынешним директором «Возрождения» Максимом Копытовым, картина, правда, складывается несколько иная прежде всего в отношении причин тех или иных действий НКО. Например, варианты нового устава НКО уже неоднократно подавались в ведомство, но раз за разом отвергались. Что касается юрадреса, то НКО было отказано в аренде прежнего помещения, а новое найти не получалось. Кстати, только что представленный НКО арендный договор Минюст отверг как ничтожный, потому что в нем не указана цена.
Как оказалось, политической деятельности за заграничные деньги «Возрождение» не ведет потому, что сейчас больше занято заботой о своем будущем. Понятно, что власти считают такие ответы уловкой, о чем представитель Минюста в суде и сказал. Однако из слов самого Шлосберга понятно, что основные силы его НКО тратит на бюрократические и судебные процедуры, направленные на выход из спецреестра иноагентов. В их числе и жалоба в ЕСПЧ на присвоение данного статуса.
Яблочник уверяет, что «Возрождение» наказывают именно за то, что оно не соглашается работать с этим ярлыком, самоликвидироваться и пытается сопротивляться. Несложно заметить, что большая часть претензий к этой НКО действительно не столько даже надуманны, сколько раздуты. Бездействие данного иноагента, его споры с государством не наносят ущерба ни отдельным гражданам, ни обществу в целом, а только определенной политике властей.