У побережья Черного моря, где потерпел катастрофу лайнер Минобороны, продолжаются поисковые работы. Фото РИА Новости
Сегодня в России объявлен общенациональный траур. Ранним утром в воскресенье Ту-154, принадлежавший Минобороны, после плановой дозаправки поднялся с аэродрома в Адлере и через несколько минут полета исчез с экранов локаторов. Обломки лайнера были обнаружены в полутора километрах от черноморского побережья на глубине 50–70 м. Погибли 92 человека, в том числе члены экипажа, федеральные служащие, журналисты, военнослужащие и артисты хора Академического ансамбля песни и пляски Российской армии им. А.В. Александрова, летевшие на авиабазу Хмеймим поздравлять с Новым годом личный состав авиагруппы ВКС РФ в Сирии.
Правительственную комиссию, которой поручено расследовать обстоятельства катастрофы, по указанию главы государства возглавил министр транспорта Максим Соколов. Президент Владимир Путин выразил соболезнования родным и близким погибших.
Вслух о террористическом акте никто из официальных лиц пока не говорит, хотя цепь последних событий наводит и на такие размышления. Но уголовное дело, как принято в подобных случаях, уже возбуждено. Причем Следственный комитет РФ предложил стандартную формулировку: следствие открыто по статье 351 УК РФ – «о нарушении правил полетов, повлекшем тяжкие последствия». В рамках следствия уже изымается предполетная документация, проводятся допросы должностных лиц и технического персонала, готовившего Ту-154 к полету.
Возможно, что потом, когда появится больше информации, уголовное дело будет переквалифицировано, но пока все выглядит так, будто традиционно во всем виноват пресловутый «человеческий фактор», то есть погибший экипаж во главе с летчиком 1-го класса майором Романом Волковым, кстати, налетавшим более 3 тыс. часов. Минобороны также не исключает ошибку в пилотировании, но при этом выдвигает предположение, что причиной катастрофы могла стать и техническая неисправность. В любом случае, пока не подняты черные ящики, все это не более чем предположения, и Следственному комитету из этических соображений, наверное, следовало бы поосторожнее оперировать формулировками или хотя бы цитировать их в комментариях без купюр, чтобы лишний раз не будоражить и без того травмированное общественное сознание.
Сейчас документально известно только то, что рухнувший в Черное море Ту-154 впервые поднялся в небо 33 года назад. Последний ремонт самолет прошел 29 декабря 2014 года, а в сентябре 2016-го – плановое регламентное обслуживание. Претензий к его «техническому здоровью» тогда не выявили. И вообще Ту-154 – самый массовый реактивный пассажирский самолет за всю историю СССР и РФ. Он производился серийно до 2013 года, всего же было выпущено 998 самолетов Ту-154 различных модификаций. Проектирование самолета началось в 1965-м, а четыре года спустя Ту-154 показали на парижском авиасалоне в Ле-Бурже.
Ту-154 считается надежным самолетом. Но техника остается техникой, и у этого летательного аппарата, как и у других, имеется свой черный список. С учетом последней трагедии в авариях и катастрофах потеряно 73 самолета Ту-154, погибли 3263 человека. Самой знаковой считается, пожалуй, катастрофа 2010 года, когда на подлете к военному аэродрому Северный в Смоленской области разбился лайнер президента Польши Леха Качиньского.
Как установило следствие, причиной трагедии тогда стали амбиции польского руководства, заставившие экипаж пойти на посадку в сложных метеоусловиях. В этом же году в результате срабатывания взрывного устройства, пронесенного на борт террористками, потерпел катастрофу Ту-154 авиакомпании «Сибирь», летевший по маршруту Москва–Сочи.
Не приходится сомневаться, что и эта трагедия будет расследована со всей тщательностью. Также не исключено, что практику эксплуатации оставшихся в строю авиалайнеров Ту-154 скорректируют – все-таки самолет хотя и проверенный, но далеко не новый. В любом случае погибших уже не вернуть. Как стало известно, на борту самолета, упавшего утром в воскресенье в Черное море, была и легендарная доктор Лиза – гражданский активист, глава фонда «Справедливая помощь» Елизавета Глинка, призванием которой стало милосердие. На этот раз Елизавета Петровна везла лекарства для университетского госпиталя в Латакии.
На этом же борту оказались и наши коллеги – журналисты Первого канала, НТВ и телеканала «Звезда», для которых работа в горячих точках, как, впрочем, и риск, стали делом привычным. Как заверил глава Союза журналистов России Всеволод Богданов, СЖР не оставит без помощи семьи погибших в авиакатастрофе журналистов.
Но самую чувствительную утрату понес Ансамбль им. Александрова. Погиб практически весь хор – 64 артиста, выступлениям которых, без преувеличения, рукоплескал весь мир. Вместе с подчиненными на борту потерпевшего катастрофу Ту-154 оказался и главный военный дирижер России, директор и художественный руководитель ансамбля генерал-лейтенант Валерий Халилов, благодаря которому получил путевку в жизнь популярный фестиваль военных оркестров «Спасская башня». Мало кому известно, что и сам Ансамбль им. Александрова не канул в Лету только потому, что Валерий Михайлович собственным авторитетом не дал в 90-е годы преобразовать его по американскому образцу в джаз-банд.
Исключительно по медицинским показателям на борту самолета не оказался Иосиф Кобзон, которого Валерий Халилов настойчиво приглашал еще раз слетать с концертом на авиабазу Хмеймим. Ему, можно и так сказать, повезло… И теперь певец и депутат предлагает свою помощь Минобороны, чтобы восстановить уникальный творческий коллектив.
А пока родственникам погибших в катастрофе Ту-154 требуется более актуальная помощь. В Сочи уже прибыли медики и специалисты из Института им. Сербского, которые умеют лечить души в экстремальных ситуациях. Кроме медицинской, родные погибших получат материальную помощь. Как показывает практика, общий объем выплат может достигать 5,8 млн руб., из них 2,3 млн руб. – страховые выплаты семьям военнослужащих по обязательному закону. Примерно 3,5 млн руб. могут составлять единовременные выплаты по решению Минобороны. А семьи журналистов, пострадавших при исполнении профессиональных обязанностей, могут рассчитывать на выплаты от Фонда социального страхования.
Государство, конечно, не оставит без поддержки семьи погибших. А от министра культуры Владимира Мединского уже поступило предложение увековечить память погибших артистов, общественных деятелей, журналистов и военных летчиков. При этом отмечается, что самые большие потери понесло именно Минобороны. Причем эти потери можно назвать и боевыми, поскольку все, кто оказался на борту погибшего Ту-154, хотя и с мирной миссией, все-таки летели на войну. И эти потери стали самыми чувствительными с начала боевых действий в Сирии.
Тем временем у черноморского побережья в районе Сочи продолжается поисковая операция. Как сообщил официальный представитель Минобороны генерал-майор Игорь Конашенков, в мероприятиях задействованы 30 кораблей, 4 вертолета, беспилотники, глубоководные аппараты. В ближайшее время к поисковой операции присоединятся еще 100 водолазов-глубоководников с других флотов. Продолжаются и следственные действия.
Но уже известно, что в авиакатастрофе не выжил никто.
Список пассажиров и членов экипажа, находившихся на борту Ту-154 Минобороны РФ
- Волков Р.В.
- Ровенский А.С.
- Петухов А.Н.
- Мамонов А.В.
- Парикмахеров В.Н.
- Трегубов В.А.
- Сушков B.C.
- Суханов А.О.
- Халилов В.М.
- Хасанов А.Б.
- Ваганов А.И.
- Иванов А.Ю.
- Колосовский А.В.
- Долинский А.И.
- Негруб А.Н.
- Абросимов С.С.
- Губанков А.Н.
- Бадрутдинова О.Т.
- Глинка Е.П.
- Рунков Д.А.
- Денисов В.В.
- Сойдов А.А.
- Лужецкий М.В.
- Обухов П.К.
- Пестов О.М.
- Ржевский В.В.
- Суранов А.А.
- Толстов Е.В.
- Сонников А.В.
- Гужова Л.А.
- Ивашко А.Н.
- Бродский В.А.
- Булочников Е.В.
- Голиков В.В.
- Осипов Г.Л.
- Санин В.В.
- Майоров К.В.
- Буряченко Б.Б.
- Бобовников Д.В.
- Баздырев А.К.
- Белоножко Д.М.
- Бесчасинов Д.А.
- Васин М.А.
- Георгиян А.Т.
- Давиденко К.А.
- Денискин С.И.
- Журавлев П.В.
- Закиров P.P.
- Иванов М.А.
- Иванов А.В.
- Котляр С.А.
- Кочемасов А.С.
- Кривцов А.А.
- Литвяков Д.Н.
- Мокриков А.О.
- Моргунов А.А.
- Насибулин Ж.А.
- Новокшанов Ю.М.
- Поляков В.В.
- Савельев А.В.
- Соколовский А.В.
- Тарасенко А.Н.
- Трофимов А.С.
- Узловский А.А.
- Халимон B.Л.
- Штуко А.А.
- Крючков И.А.
- Ермолин В.И.
- Быков C.Л.
- Колобродов К.А.
- Корзанов О.В.
- Ларионов И.Ф.
- Ляшенко К.И.
- Михалин В.К.
- Попов В.А.
- Разумов А.А.
- Серов А.С.
- Шахов И.В.
- Арчукова А.А.
- Гильманова P.P.
- Игнатьева Н.В.
- Клокотова М.А.
- Корзанова Е.И.
- Пырьева Л.А.
- Сатарова В.И.
- Трофимова Д.С.
- Хорошова Л.Н.
- Цвиринько А.И.
- Шагун О.Ю.
- Гурар Л.И.
- Сулейманов Б.Р.
- Столяр И.В.