Фото официального сайта "Левада-Центр"
Левада-Центр извинился за ошибку при публикации последнего опроса об отношении россиян к президенту Владимиру Путину. Социологи перепутали графы «ухудшение» и «улучшение» и проинформировали россиян о резком сокращении числа тех, кто положительно относится к Путину. Об этом сообщило британское агентство Би-би-си в своей русскоязычной версии.
На днях Левада-Центр опубликовал в своем пресс-обзоре данные, что отношение к президенту Путину ухудшилось у трети россиян. На самом деле у трети россиян улучшилось отношение к главе государства. Ошибку в таблице заметили не прокремлевские политики, а известный российский журналист, политолог Кирилл Рогов, работающий ведущим научным сотрудником Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара. Именно он указал Левада-Центру на несоответствие опубликованных данных и исходных материалов. Собственно говоря, если бы не бдительный политолог, то левадовский, по сути дела, фейк пошел бы гулять по страницам аналитических обзоров, печатных изданий и Интернета. Насколько опасны для политиков подобные ошибки социологов?
Дело в том, что опросы представляют собой своего рода обратную связь властей предержащих с народом. А как иначе в Кремле или, скажем, в резиденции немецкого федерального канцлера узнают, что думают избиратели о том или ином шаге президента, канцлера или правительства? В Германии, собственно говоря, именно на основании опросов и принимаются те или иные судьбоносные для страны решения, поскольку политики стремятся не потерять популярности (а поэтому и власти), и социологические службы становятся своего рода прорицателями.
Мне как-то довелось слушать на бесчисленных ток-шоу различных каналов нашего телевидения одного из политологов, утверждавшего, что российский президент формирует свою политику на основании сообщений государственных массмедиа, которым он же, мол, и задает направления и тон ведения пропаганды. Отсюда политолог делал вывод об отрыве Кремля от реальной жизни и запросов граждан. Думаю, что политолог ошибается. Конечно, я не уверен, что российский лидер располагает временем, чтобы читать газеты, но не сомневаюсь, что его пресс-служба поставляет ему дайджесты прессы (и не только российской).
Правда, свободное общение Путина с канцлером ФРГ Меркель наводит на мысль, что ему все-таки приходится поддерживать активное знание немецкого языка, которым он в практическом плане пользовался только в 80-е годы прошлого века в ГДР, а это возможно только при регулярном просмотре телепередач на иностранном языке. Другими словами, немецкие телепрограммы президент скорее всего смотрит и, следовательно, из первых рук знаком с информационной политикой немецких СМИ.
Но, если судить о практике деятельности советских спецслужб (а Путин, как известно, выходец из этой среды), то начиная практически с момента становления советской власти спецслужбы составляли регулярные отчеты о настроениях граждан, и поэтому, что бы ни говорили кремлеведы, в Кремле отлично знали о настроениях народных масс. Можно предположить, что система сегодня мало изменилась, и благодаря «социологам в погонах» в Кремле хорошо информированы о том, что творится на самом деле в стране.
В этом плане «легальная социология», будь то Левада-Центр или другие социологические службы, начинает уже играть не столько роль сигнальной кнопки для руководителей страны, а скорее средства воздействия на общественное мнение. Ведь их выводы активно используются в пропагандистских целях и существующим режимом, и его противниками.
Судя по всему, руководство Левада-Центра отдает себе в этом отчет. Только этим можно объяснить появившееся в эти дни на сайте компании заявление, что «эти данные затрагивают крайне «чувствительные моменты» тематики отношения к власти и «национальному лидеру», мы считаем необходимым не просто исправить искажения, но и объясниться».
«Такие вещи редко, но все же случаются, когда имеешь дело с огромным массивом цифровых данных», – оправдывался руководитель Левада-Центра Гудков. Это уточнение было сделано специально, поскольку критиками ошибка может восприниматься «как чисто конъюнктурная правка данных опросов», для чего, как подчеркнул директор Левада-Центра, нет никаких оснований. Но фактически именно так и получилось. Конечно, в условиях непростой ситуации в мире и в экономике страны подобные ошибки в предвыборный период, в который вступает Россия в связи с предстоящими в 2018 году президентскими выборами, чреваты самыми серьезными последствиями для страны, а не только для правящей элиты.