Валерию Зорькину предстоит
решить судьбу 1,9 миллиарда евро. Фото РИА Новости |
Заседание Конституционного суда (КС) по делу о приемлемости для России решения Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) прошло на принципах состязательности. Представители всех государственных ведомств заявили, что 1,9 млрд евро бывшим акционерам нефтяной компании ЮКОС выплачены быть не могут. Возразили против такого подхода всего двое. Постановление КС последует уже после новогодних праздников.
Не допустить отказа российских властей от исполнения вердикта ЕСПЧ, на что и необходимо было получить позволение КС, призвал в письменном обращении адвокат Пирс Гарднер, который представлял интересы акционеров в Страсбурге. Вторым противником общего мнения всех госорганов стал член президентского Совета по правам человека (СПЧ) Илья Шаблинский.
«Постановление ЕСПЧ по делу ЮКОСа предусматривает выплату справедливой компенсации и разработку графика выплаты компенсации. Эти требования ни в коей мере не противоречат Конституции РФ. В запросе Минюста не отражены позиции ЕСПЧ, напрямую противоречащие Конституции РФ. Таким образом, сам по себе запрос является недопустимым и ненадлежащим. КС должен оставить его без рассмотрения», – указал защитник. Шаблинский же призвал согласиться с выплатой компенсации потому, что власть должна исходить из приоритета прав человека. По его словам, «нужно выстраивать не глухую стену, а мосты между нашей судебной системой и Европейским судом».
Однако наиболее важным заявлением Шаблинского следует признать его экспертную оценку той позиции Минюста, что решение ЕСПЧ по ЮКОСу противоречит Конституции. Он уверен, что последнюю Страсбург ни одним пунктом не нарушил, поступив по давно отработанному прецеденту. Между тем представители правоохранительных и законодательных органов страны хором уверяли, что речь идет не столько о деньгах, сколько о суверенитете России.
Впрочем, размер присужденной компенсации тоже сильно их беспокоил. Например, представитель президента в КС Михаил Кротов, в целом анализируя деятельность ЕСПЧ в отношении России, заявил: «Необоснованное увеличение размера компенсации, которая присуждается ЕСПЧ, в том числе с учетом роста инфляции, со всей очевидностью отразится на финансовой нагрузке российских налогоплательщиков. И, как следствие, на уровне их итогового дохода». Конкретно же о выплате бывшим владельцам ЮКОСа он сказал примерно так: мол, компания занималась мошеннической деятельностью, так что и не стоит платить такие деньги, подрывая нормы Конституции о социальном государстве.
Замминистра юстиции Георгий Матюшкин привел против выплаты вполне себе юридический аргумент: дескать, ЮКОС остался должен огромные деньги ряду кредиторов, и до тех пор, пока эта проблема не урегулирована, о компенсации ее бывшим собственникам не может быть и речи. Именно это, подчеркнул он, указано в российских законах. А представитель правительства в судах Михаил Барщевский вообще призвал действовать власти по тому завету, который есть в одном из старых еврейских анекдотов, а именно: «никому ничего». Не забыл он и о политической риторике: «Принять решение ЕСПЧ, значит, дать ЕСПЧ право толковать нашу Конституцию. Это невозможно».
Полпред Генпрокуратуры в КС Татьяна Васильева тоже вспомнила о национальном суверенитете РФ, вмешательство в который со стороны кого-либо недопустимо. Что же касается денег, то, по ее словам, «размер компенсации по этому делу значительно превышает размер компенсации, когда-либо присужденной по жалобам как против других стран, так и России».