Михаил Горбачев рассказал о том,
почему сложил полномочия 25 лет назад. Фото Агентство «Москва» |
Михаил Горбачев объяснил, почему 25 лет назад – 25 декабря 1991-го – сложил с себя полномочия первого президента СССР. По его словам, распаду страны способствовали августовский путч ГКЧП и характер президента России Бориса Ельцина. Глава Союза не стал арестовывать республиканских лидеров, подписавших Беловежские соглашения, чтобы не допустить гражданской войны.
Горбачев в интервью ТАСС не стал снимать с себя ответственности за развал СССР, но подчеркнул, что защищал его до конца: «Надо было порвать с этой сворой (организаторами ГКЧП. – «НГ»)». Что касается Ельцина, тот неправильно понял свою роль и направил свое «властолюбие» в неконструктивное русло.
Горбачев не исключил восстановления Союза – не СССР, а именно некоего принципиально нового объединения государств в советских границах и «с тем же составом, добровольно».
Комментаторы сосредоточились на последнем тезисе. А он, судя по всему, у Горбачева не самый важный: недаром и интервьюер обошелся без вопросов вроде: «А как вы себе это представляете?» Если бы речь шла о действующем влиятельном политике (президенте, министре обороны или иностранных дел), такое заявление можно было бы рассматривать в контексте внешнеполитических планов Кремля. Слова же бывшего руководителя СССР таким политическим весом не обладают.
Большая часть интервью приходится на объяснение причин развала страны и того, кто в этом виновен. Главным виновником, получается, объявлен Ельцин. Нужно сказать, что за последнее время сложилась полноценная кампания против первого президента РФ. Ее предпоследним витком стали обвинения Никиты Михалкова в адрес Ельцин-центра.
Речь идет об одном и том же – занимательном историческом ревизионизме и поиске виновных в геополитически катастрофических событиях. Но была ли кампания спланирована или же она сформировалась произвольно? Если речь идет о разработанной стратегии, у нее должен быть прикладной смысл – такого пока не просматривается. Очевидно, нужно говорить о стихийном зарождении тренда. С этим согласен глава Политической экспертной группы Константин Калачев: «Я думаю, что это самопроизвольный процесс. 25-летие распада СССР не могло остаться без внимания». По мнению эксперта, для власти тактически выгодно использовать такие процессы: «Для переключения внимания с актуальных внутренних проблем на дела давно минувших дней».
Можно предположить, что сейчас используется упрощенная схема работы с медийными потоками: есть информповод, под него подбирается смысловой тренд. Нельзя исключать и более сложной структуры. Возможно, что наравне с историческим поиском идет своеобразный политический кастинг на роль персонализированного внутреннего врага. Ожидания российских властей в отношении дальнейших шагов Дональда Трампа, не исключено, получат позитивные подтверждения. Выстраивать медийную политику вокруг оголтелого антиамериканизма уже не получится.
В этом смысле – за неимением других противников – внимание вновь может переключиться на внутренних соперников. Скажем, на запускающих президентские кампании Алексея Навального или Григория Явлинского. Вряд ли это будет целенаправленным прессингом: скорее, вынужденным шагом в перераспределении медийных ресурсов и обычной перестраховкой.
В КПРФ обвинили Горбачева, кто-то заступается за Ельцина. Довод «благие намерения не оправдывают печальных фактов» используется исключительно в ретроспективном ключе, хотя применять его следовало бы ко дню сегодняшнему. Что же касается восстановления Союза, то через 10–20 лет кто-нибудь, возможно, и сочтет слова Горбачева пророческими, но со ссылкой на успехи Евразийского экономического союза. Не более того.