В Европарламенте большинство против России, но есть там и сторонники Кремля. Фото Reuters
Депутаты Европарламента из четырех крупнейших партий, как стало известно «НГ», направили письмо верховному представителю ЕС по иностранным делам Федерике Могерини с требованием распространить «список Магнитского» на весь Евросоюз. В обращении указано, что пока ЕС медлит с санкциями, «коррупционеры из России» финансируют европейских политиков, лоббирующих их интересы.
С 2010 года Европарламент принял уже три резолюции и две рекомендации с призывом запретить въезд и арестовать счета лиц, подозреваемых в преследовании юриста фонда Hermitage Сергея Магнитского, говорится в этом письме. «В последней рекомендации 32 человека, которых предлагается внести в санкционный список, были указаны поименно, однако запрос был проигнорирован», – жалуются Могерини депутаты.
Причем более 200 млн долл., полученных в результате аферы, вскрытой Магнитским, утверждается в письме, осели в Европе: «Полиция сейчас ведет 10 расследований об отмывании средств. Есть информация, что деньги использовались для оказания влияния на европейских политиков и СМИ с целью минимизировать последствия для нарушителей прав человека в России».
Все это свидетельствует о том, что стратегия по защите прав человека в России инструментами, не связанными с санкциями против чиновников из «списка Магнитского», провалилась, резюмируют европарламентарии: «Мы призываем Вас принять волю членов Европейского парламента и предложить Совету министров ЕС ввести санкции против фигурантов «списка Магнитского».
Письмо подписали более 50 парламентариев. Большинство – депутаты от Европейской народной партии (ЕНП), обладающей самой крупной фракцией. Есть и представители Европейских консерваторов и реформистов, Альянса либералов и демократов «За Европу» (АЛДЕ) и «Зеленых».
Экс-депутат Европарламента, лидер Партии народного единства Эстонии Кристийна Оюланд, стоявшая у истоков продвижения «списка Магнитского» в ЕС, заявила «НГ», что письмо является серьезным сигналом: «Это не отдельная инициатива, а большие, влиятельные фракции Европарламента подписали, значит, обсуждение было внутри каждой из 4 партий. Помимо 50 подписавших, я уверена, его поддерживает гораздо больше депутатов. И это дает надежду, что процесс принятия закона имени Магнитского в Европе ускорится».
Оюланд пояснила, почему этот процесс идет так медленно: «У нас в ЕС 28 государств, и у каждого своя процедура и политическая ситуация. А после выборов в ряде стран меняется власть, да и весь Евросоюз в общем в последнее время стал более критически относиться к режиму Путина. И сейчас возобновились попытки продвижения «Акта Магнитского» именно потому, что это часть процесса новых отношений с Россией. Но часть стран не хочет обострять эти отношения».
Отдельного внимания заслуживает информация о том, что Кремль якобы имеет «проплаченное лобби» в ЕС, причем эта тема поднимается уже второй раз за короткое время. Ранее о «скупке» европейских партий говорилось в резолюции по противодействию российской пропаганде. По словам одного из подписантов письма к Могерини, евродепутата от АЛДЕ Пятраса Ауштрявичуса за руку при получении денег политиков никто не ловил, но некоторые партии подозреваются в лоббировании России за вознаграждение. Например, «Национальный фронт» Марин Ле Пен из Франции, европартию «Европа за свободу и демократию» Найджела Фараджа, а также ультралевых все время упрекают в том, что они при поддержке некоторых беспартийных депутатов срывают обсуждение резолюций, касающихся России, призывают вычеркивать ключевые пункты и т. д. Ауштрявичус заметил, что эти европарламентарии дают интервью российским СМИ вроде RT, что позволяет тем представлять прокремлевскую позицию конкретного депутата мнением Европарламента. По словам же Оюланд, слухи о кремлевской «группе влияния» уже давно ходят и в Совете Европы.
Председатель ПАРНАСа Михаил Касьянов, недавно встречавшийся с руководством AЛДE и ЕНП, заявил «НГ», что в Европарламенте противоречий по «списку Магнитского» нет: «Все противоречия – в органах исполнительной власти Евросоюза, которые не исполняют прямых поручений евродепутатов. Не исполняют, потому что там все решения должны приниматься консенсусом, а его у правительств стран Евросоюза как раз и нет».
Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин уверен, что поэтому-то расширения «списка Магнитского» на всю Европу пока не произойдет. «Сейчас, наоборот, делается ставка на то, что с Россией надо как-то договориться», – отметил он. Эксперт пояснил, что, с одной стороны, Россия воспринимается в Европе как нарушитель правил, а с другой – как игрок, с которым надо договариваться. По мнению Макаркина, сейчас уважаемых европейских политиков, заявляющих о расширении санкций, в Европе не слушают, а наоборот, теперь усиливаются люди, которые говорят о смягчении санкций.