Фото сайта ombudsmanrf.org
В следующем году правозащитные структуры будут добиваться реального усиления общественного контроля в стране. Отдельные наработки уже есть – к примеру, предложение о расширении компетенции омбудсменов и общественных наблюдательных комиссий (ОНК). В скором времени ожидается и ряд поручений президента после его встречи с Советом по правам человека.
Напомним, что, комментируя тему общественного контроля, президент Владимир Путин подчеркнул необходимость обеспечить реакцию государства на любые нарушения прав человека, в том числе и в местах лишения свободы. Сейчас СПЧ, аппарат уполномоченного по правам человека в РФ и ряд правозащитных НКО уже приступили к подготовке соответствующих инициатив. По их мнению, различные законодательные лазейки сводят на нет многие полномочия правозащитников.
Например, хотя у омбудсмена есть право подать административный иск в отношении тех, кто нарушает права человека, сделать это в реальности не всегда удается из-за правовых помех – порядок подачи таких судебных жалоб так и не определен. Или, скажем, рекомендации, которые готовят уполномоченные по итогам своей работы, зачастую остаются лишь на бумаге, потому что нет механизма принятия по ним решений со стороны госорганов.
Для повышения эффективности омбудсменов общественники предлагают, к примеру, наделить их правом на делегирование своих полномочий. Настаивают они и на скорейшем принятии закона о региональных уполномоченных, который должен обеспечить их независимость от местных властей.
Уже готова и инициатива о введении ответственности за отказ госорганов от рассмотрения заключений омбудсмена. В ней предполагается указать, что чиновники будут обязаны принимать решения «о реализации предложений уполномоченных по правам человека, содержащихся в ежегодных и специальных докладах, о необходимых мерах по совершенствованию механизмов защиты прав и свобод граждан». Власти также будут должны согласовывать с омбудсменами проекты нормативных актов, затрагивающих эти права и свободы.
Есть и предложение создать в субъектах аналоги федерального СПЧ. А уполномоченные хотят получить право голоса в общественных советах и консультативно-совещательных органах, создаваемых исполнительной властью. Сами же члены СПЧ настаивают на участии в формировании общественных советов при федеральных ведомствах. А ежегодный доклад уполномоченного планируется дополнить разделом о выполнении Россией постановлений Европейского суда по правам человека.
У правозащитников есть претензии к применению закона об общественном контроле. О необходимости его корректировки на встрече с Путиным призвал глава СПЧ Михаил Федотов, а позже он же сообщил, что есть поручение президента подготовить блок поправок в этот закон. Речь, по его словам, идет о том, чтобы связать его с Конституцией, указав, что предметом регулирования являются «общественные отношения, возникающие при осуществлении общественного контроля в связи с реализацией гражданами их конституционного права на участие в управлении делами государства».
Подготовкой поправок к закону занимается и член СПЧ Андрей Бабушкин. Он убежден, что одной из ключевых проблем контроля является ограничение полномочий членов ОНК тремя сроками. По его мнению, ограничений быть не должно. Кроме того, наблюдателей по-прежнему не пускают с проверками в конвойные помещения судов и спецтранспорт для перевозки задержанных. Нет и единого стандарта подачи уведомлений о проведении проверки, отчего есть возможность в ней отказать. Не оговорено и право общественников на проведение проверок в позднее и ночное время.
Также в СПЧ предлагают создать в каждом российском субъекте «единую базу данных задержанных», причем как находящихся в руках правоохранительных органах, так и уже направленных в распоряжение уголовно-исполнительной системы. Общественные наблюдатели после проведения проверки должны будут оставлять в этой базе конкретные отзывы и рекомендации напротив имен тех сидельцев, которых они навещали.