Проблема переполненности СИЗО создается искусственно. Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН) получает деньги на строительство новых изоляторов, но при этом штат ведомства раздут, бюджетные затраты на него неэффективны. Об этом говорится в докладах Института проблем современного общества (ИПСО), которые есть в распоряжении «НГ».
Переполненность СИЗО – это одна из наиболее острых проблем уголовно-исполнительной системы (УИС). К примеру, в московских изоляторах норматив перекрыт уже на 80%. Эксперты ИПСО, однако, считают, что нехватка мест носит «искусственный характер». Их объяснение таково: чиновникам выгодно нагнетать обстановку «для лоббирования строительства новых учреждений», в процессе чего есть и коррупционные мотивы.
В качестве примера приводится новый изолятор в Красноярском крае. Здание рассчитано на 500 мест, но на него ушли 2,6 млрд руб. За эти деньги, говорится в докладе, «можно было построить восемь школ с бассейнами или один высокотехнологичный медицинский центр». При этом у ФСИН по плану на 2017 год возведение девяти новых СИЗО (в общем, на 8 тыс. мест) и 15 режимных корпусов для уже существующих тюрем.
В докладе ИПСО утверждается, что строительство идет с ненужным размахом. К примеру, новое СИЗО «Кресты-2» отделывают сразу по европейским стандартам, хотя российские требования к помещению гораздо скромнее. «Корпуса были спроектированы с чрезмерно большим запасом: с превышением этажности, со слишком высоким забором, слишком просторными камерами – вместо того чтобы строить СИЗО большей вместимостью для решения текущей проблемы с перелимитом», – указывают эксперты.
Во ФСИН называют этот шаг «практичным» – в случае изменения действующих российских норм объекты уже не придется перестраивать. Однако в докладе есть и более интересное разоблачение: несмотря на постоянную нехватку мест и отсутствие пока что новых помещений, ФСИН закрывает СИЗО и тюрьмы. Если в 2010 году доступными были около 180 тыс. мест в 235 учреждениях, то к настоящему моменту их стало меньше на 40 тыс., а количество заведений сократилось на 9 единиц. Здесь налицо объективная ловушка – старые изоляторы надо закрывать из-за их несоответствия нормативам, а новые строятся долго из-за кризиса и коррупции.
Напомним, что на сегодняшний день в изоляторах находятся почти 120 тыс. человек. Из них 39 тыс. подследственных, еще около 14 тыс. – это те, кто находится на тюремном режиме, а также женщины и несовершеннолетние. Остальные 70 тыс. (больше половины от всего спецконтингента) имеют непонятный статус, пишут авторы доклада. «Вероятнее всего, большая часть из них – это так называемый «обслуживающий персонал» из числа осужденных, которыми и «загружают» изоляторы», – предполагают эксперты. Это те, кто отбывает свое наказание не в колонии, а в хозяйственной части СИЗО, что подразумевает «лояльное отношение администрации, поблажки по режиму».
Так что решить проблему переполненности, как отмечено в докладе, довольно просто – нужно перевести большую часть хозобслуги в колонии, а также прекратить практику закрытия действующих СИЗО. И еще провести ревизию проектов по строительству изоляторов, чтобы они соответствовали нынешним потребностям, а не завышенным стандартам.
Обратил внимание ИПСО и на штаты самой ФСИН, чему и посвящен второй доклад, оказавшийся в распоряжении «НГ». В нем говорится, что за прошлый год финансирование ведомства превысило 300 млрд руб. То есть при общей численности «тюремного населения» в 650 тыс. человек на одного зэка по идее должно тратиться чуть менее 500 тыс. руб. в год. Однако в реальности это не слишком заметно. Эксперты объясняют это тем, что основная часть бюджета идет на сотрудников ведомства. На содержание персонала, включая льготы и обеспечение жильем, уходит 75–80%. «Расходы на сотрудников растут опережающими темпами по отношению к затратам на осужденных. С 2012 по 2015 год суммарные выплаты персоналу ФСИН увеличились более чем на 30%, расходы на социальное обеспечение персонала выросли почти в 1,5 раза», – говорится в докладе.
Стоит отметить, что данные о штатах ФСИН являются закрытыми. Однако Россия предоставляет эту информацию Совету Европы (СЕ). Так, 22% персонала (более 65 тыс. человек) – это чиновники, работающие за пределами исправительных учреждений. По бумагам, за тюремным ведомством закреплено 29 тыс. медиков. Образовательную деятельность и профессиональное обучение во ФСИН обеспечивают 25,6 тыс. человек (около 11%).
А вот более 40% сотрудников, работающих внутри пенитенциарных учреждений (112 тыс. человек), – это некий «прочий» персонал. «Объявленная гуманизация системы наказания привела к тому, что в российском тюремном ведомстве появилось большое количество сотрудников, призванных заниматься исправлением преступников. Так называемые «воспитатели в погонах» есть, однако на практике рецидивная преступность с каждым годом растет», – утверждается в докладе.
На начало ноября, говорится в докладе, штатная численность персонала УИС, финансируемого из федерального бюджета, составляла 296 тыс. человек, в том числе аттестованных сотрудников – 225 тыс. «Из этих данных следует, что 76% кадрового состава ФСИН носит погоны. А соответственно имеет большое количество финансируемых из бюджета социальных гарантий и льгот, а также право на досрочную пенсию, что также создает дополнительную нагрузку на бюджет». Эксперты убеждены, что в ведомстве много лишних людей.