Такие очереди за убежищем, как в Европе, в России не выстраиваются. Фото Reuters
Власти не хотят содействовать обустройству находящихся в РФ беженцев, говорится в докладе комитета «Гражданское содействие» (ГС) Светланы Ганнушкиной. Чиновники отказывают им в легализации и отправляют прочь из страны. Быстрая депортация также стала основной мерой воздействия и на гастарбайтеров.
В докладе ГС отмечается, что из-за боев в Украине, Сирии, Афганистане и других странах в РФ хлынули сотни тысяч беженцев. Оформить свое пребывание тут им оказалось проблематично из-за множества бюрократических преград: «Отсутствие в законодательстве РФ достаточных гарантий невысылки беженцев, массовые нарушения права на обращение за убежищем, отсутствие справедливой процедуры определения статуса беженца, профанация правосудия при рассмотрении дел об административных правонарушениях».
Статус беженца, по их мнению, в нашей стране по-прежнему фактически никому не предоставляется. Самым лояльным было отношение властей к гражданам Украины. И в настоящий момент в России в том или ином статусе находится более 1 млн человек, ранее проживавших на юго-востоке соседнего государства. Но из них статус беженца получили лишь 270 тыс.
Что же касается энтузиазма властей по поводу помощи украинским беженцам, то, как утверждают правозащитники, он иссяк еще в 2014-м. Для них был установлен льготный режим получения российского гражданства через включение в программу переселения соотечественников. До сих пор ей сумели воспользоваться считаные единицы: «Введение в 2014 году уголовной ответственности за «фиктивную» регистрацию усилило нежелание граждан РФ регистрировать иностранцев и привело к резкому повышению неофициальной платы за эту услугу». Многие из украинцев предпочли вернуться на родину.
А еще на нашей территории проживает около 7 тыс. граждан Сирии. С 2011 года о статусе беженца ходатайствовали примерно 2 тыс. из них, но получил его только один человек. Кроме того, к примеру, из 82 решений по просьбам о предоставлении временного убежища, вынесенных в течение первой половины 2016 года, 57 содержали отказ, следует из статистики «Гражданского содействия».
Вторая половина доклада «Гражданского содействия» посвящена собственно трудовым мигрантам. Отмечается, что чаще всего в правозащитные структуры шли граждане Узбекистана, на втором и третьем местах – выходцы из Таджикистана и Киргизии.
Основной своей проблемой все они называли массовое выдворение приезжих, количество которых все время увеличилось. В 2014 году было вынесено 88 тыс. решений о выдворении, в 2015 и 2016 годах их количество варьировалось в пределах 118 тыс.
«Разбирательство по делам об административных правонарушениях трудовых мигрантов обычно представляет собой чистую фикцию, не случайно в некоторых судах наши сотрудники столкнулись с открытым сопротивлением наблюдению. Нередки случаи, когда мигрантов выдворяют даже при отсутствии самого события правонарушения: только за то, что в момент проверки у них не было при себе документов, которые остались дома», – пишут правозащитники.
Общественники обвиняют миграционные службы в системных нарушениях при осуществлении процедур по депортации. Тем не менее в докладе отмечено, что суды начали демонстрировать и положительные примеры. Уже с прошлого года стало реже применяться административное выдворение к тем иностранцам, у которых в РФ есть семьи. Судьи стали устанавливать конкретные сроки содержания под стражей до депортации, а ведь раньше людей могли держать в спецприемниках многие месяцы.