Фото Gettyimages
Начиная с 2004 года мир ежегодно отмечает Международный день борьбы с коррупцией, который приходится на 9 декабря. Основной целью его учреждения, как указано в резолюции Генассамблеи ООН от 21.11.03, было углубление понимания данной проблемы: «Имея множество форм, коррупция поражает основу демократических институтов через искажение избирательных процессов, извращение принципа верховенства закона и создание бюрократических барьеров, единственный смысл которых вымогательство взяток».
Несмотря на отсутствие в резолюции призывов широко отмечать этот день и проводить соответствующие «торжества», представляется необходимым подвести предварительные итоги всероссийской «антикоррупционной страды». Как заявлено в Концепции общественной безопасности РФ, утвержденной Указом президента РФ от 20.11.13, являясь одной из системных угроз общественной безопасности, коррупция существенно затрудняет функционирование государственных и муниципальных органов, а также подрывает доверие к ним со стороны населения, тормозит проведение социально-экономических реформ и дискредитирует Россию на международной арене. Последнее обстоятельство все чаще находит отражение в различных международных рейтингах (TI Bribe Payers Index, WEF Competitiveness Index, WB Government effectiveness и др.). По этой причине борьба с коррупцией остается одним из государственных приоритетов.
На фоне участившихся арестов ранее неприкасаемых статусных персон и изъятия у них баснословных по меркам обывателей денежных сумм и предметов роскоши кривая официально регистрируемой коррупционной преступности поползла вниз. Согласно отчету ГИАЦ МВД России, за 10 месяцев текущего года количество таких преступлений сократилось на 6,8% (до 27,4 тыс.), а отловленных коррупционеров – на 7,4% (до 13,4 тыс.). При этом удельный вес коррупции в общей структуре преступности по-прежнему невелик – всего 1,5%! И это в условиях прогрессирующего кризиса и частных ротаций, подстегивающих растущие аппетиты чиновников. Вряд ли в одночасье перевоспитались и обыватели, вынужденные выживать в условиях крушения надежд на лучшую жизнь.
О неэффективности антикоррупционного оздоровления страны наглядно свидетельствуют всего 8% выявленных должностных преступлений, которые были совершены в крупном (особо крупном) размере либо причинили крупный ущерб. В коммерческих организациях этот показатель практически ничтожен – 1,2%. Обоснованные сомнения в достоверности вызывают сокращение регистрации таких опасных злодеяний, как получение взятки (ст. 290 УК РФ), злоупотребление полномочиями (ст. 285 УК РФ) и нецелевое расходование бюджетных средств (ст. 285.1–285.2 УК РФ).
Весьма сомнительной представляется и географическая распространенность данного явления. По статистике, наиболее коррумпированными из федеральных округов остаются Приволжский, Центральный, Сибирский и Южный, а наименее – Северо-Кавказский и Дальневосточный (!). Между тем многочисленные соцопросы и расследования Общероссийского народного фронта показывают, что коррупция захлестнула всю страну, а в ряде регионов ее уровень просто зашкаливает. Каждого пятого из 3 тыс. бизнесменов, опрошенных Торгово-промышленной палатой РФ, принуждали к даче взятки. Причем если на окраинах страны ее размер варьировался в пределах 25–150 тыс. руб., то в столичном регионе достигал 1 млн руб.
К сожалению, борьба с коррупцией в нашей стране все больше напоминает игру в боулинг, в которой стойкость кеглей зависит от ловкости, а в нашем случае еще и от желания бросающего шар. А последнего как раз и недостает. Регулярное и весьма затратное антикоррупционное просвещение чиновников, всевозможные запреты и этические кодексы поведения отнюдь не способствуют повышению их законопослушности, а совсем даже наоборот. Только за девять месяцев текущего года прокуроры выявили почти 282 тыс. коррупционных правонарушений (в 2015 году – 368 тыс.), в том числе 43,5 тыс. незаконных правовых актов, в результате чего 55,2 тыс. (85,3 тыс. в 2015 году) чиновников понесли дисциплинарную ответственность, а 240 уволили по утрате доверия. Помимо этого за совершение преступлений на скамье подсудимых оказались 619 (833 годом ранее) должностных лиц государственных и муниципальных органов, в том числе 219 глав муниципалитетов (295 в 2015 году).
Все чаще в мздоимцев превращаются и правоохранители, призванные бороться с незаконным обогащением чиновников. За указанный период по коррупционным статьям УК РФ были осуждены 1475 полицейских, 151 руководитель следственных органов и дознания, 33 прокурора и 10 сотрудников ФСБ. Не гнушаются взяток и антикоррупционеры-общественники, на поддержку которых так уповают власти. Так, в августе Волжский горсуд приговорил к трем годам колонии соучредителя волгоградской общественной организации «Комиссия по противодействию коррупции» Мусу Бергаева, признав его виновным в крупном мошенничестве.
В погоне за высокопоставленными чиновниками, посадки которых так жаждет население, как-то потерялась сама суть антикоррупционной борьбы, сформулированная еще в Национальной стратегии противодействия коррупции, утвержденной Указом президента № 460 от 13.04.10, согласно которой принимаемые меры должны быть направлены на устранение причин и условий, способствующих коррупции. Проще говоря, нужно сделать прозрачным и понятным механизм принятия важных управленческих решений; оптимизировать количество чиновников, изменив оплату их труда и ужесточив санкции за допущенные нарушения; усилить надзор за эффективностью расходования бюджетных средств и распоряжением госсобственностью; устранить законодательные пробелы и коллизии в экономической сфере; доработать механизм обращения в доход государства имущества, приобретенного на неподтвержденные доходы; обеспечить неотвратимость уголовного наказания коррупционеров и надлежащую защиту лиц, их разоблачивших. При этом о полной победе над коррупцией речь не идет (этого не удалось сделать еще никому).
С невозможностью выполнения этой задачи соглашается и население. Конечно, можно пенять на человеческую природу, на слабость человеческой натуры. Однако коррупцию можно загнать в приемлемые рамки, когда она перестанет быть доминирующим элементом системы государственного управления и сдерживать модернизацию страны.
|
|
|