Фото сайта freeimages.com
Заключенного Ильдара Дадина этапировали из карельской колонии ИК-7. Куда его увезли – доподлинно неизвестно. Родственники и адвокаты обратились в Федеральную службу исполнения наказаний (ФСИН), а также к уполномоченному по правам человека Татьяне Москальковой и председателю президентского Совета по правам человека (СПЧ) Михаилу Федотову. Защитники между тем готовят очередную жалобу в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ).
«Перевод связан с тем, что ФСИН удовлетворила соответствующее ходатайство Москальковой», – рассказала «НГ» жена Ильдара Дадина Анастасия Зотова после того, как стало известно о его исчезновении из колонии в Сегеже. СМИ со ссылкой на источники во ФСИН считают, что он отправлен в Кировскую область. Однако у адвокатов Дадина информации на этот счет до сих пор не было.
Зотова же считает, что скрывать место пребывания нормально для ФСИН: «Когда они его в Карелию этапировали – не сообщили, письмо не пришло ни мне, ни его маме до сих пор, а прошло уже три месяца». Она, конечно, опасается, что с Дадиным в пути могут сделать что угодно.
Как сообщила адвокат Ксения Костромина, запрос Зотовой у ФСИН имеется. Она отметила, что по закону необходимо информировать о переводе по почте в течение 10 дней. Правозащитник Лев Пономарев подтвердил «НГ», что общался на эту тему с Федотовым.
Правозащитник Валерий Борщев напомнил, что этапирование всегда опасно для конфликтного заключенного: «Он выпадает из поля зрения общественности. Бывают случаи насилия, произвола. Будем стремиться узнать, куда и по какому пути он направлен». По мнению Борщева, сотрудники ФСИН «не заинтересованы, чтобы информация о нахождении Дадина поступала оперативно, потому что так будет сложнее выявить факты нарушений».
Законодательно препятствий к переводу Дадина нет. Как пояснил «НГ» адвокат Николай Зборошенко, «Дадина скорее всего запугивали вторым уголовным делом по поводу драки – хотя там была провокация со стороны другого осужденного». Он пояснил, что, поскольку уголовное дело не заведено, проверок по драке тоже нет. Перевод Дадина защитник связывает с тем, что руководство ФСИН намерено было воспрепятствовать его встрече с подзащитным, дело которого он ведет в ЕСПЧ.
Между тем адвокат собирается подавать очередную жалобу в Страсбург: на пытки, на неэффективное расследование и на нарушения права Дадина на обращение в ЕСПЧ. А еще одна жалоба будет подана сразу после новогодних праздников. Зборошенко пояснил, что ранее коммуникация ЕСПЧ с российскими властями была на основе двух ходатайств о принятии обеспечительных мер о допуске адвоката, о независимой медэкспертизе и т.д.
По словам Зотовой, перевод еще может быть связан и с тем, что ИК-7 хотела замять скандал. Но, заявила Зотова, «ее не оставят в покое, потому что там есть много потерпевших от пыток – адвокаты уже взялись за их дела».
Пономарев подтвердил, что правозащитники продолжают заниматься ситуацией в колонии. После истории с Дадиным, настаивает он, ситуация все-таки немного стала меняться. Сейчас правозащитники собрали заявления десятка заключенных – и направили письмо в Следственный комитет и Генпрокуратуру с просьбой взять под контроль расследование избиений. Пономарев сказал «НГ»: «Мы будем эту работу продолжать не только в ИК-7, но и в десятках других колоний России».