Фото агентства городских новостей "Москва"
Первое заседание Ленинского суда Кирова не прояснило судьбу Алексея Навального. Ходатайства адвокатов об отмене уголовного преследования и передаче дела обратно в прокуратуру были отклонены. Оппозиционер считает, что его хотят как можно быстрее удалить из политики.
На входе в здание суда Навального с утра ждали активисты движения «Антимайдан». Один из них попытался вручить ему синий ватник с надписью «Леша вор». Оппозиционер подарок не принял, сурово заметив: «Спасибо, иди домой».
В здании Навального ждали те же люди, что и три года назад. Навальный, правда, углядел и новые лица. Например, судьей по его делу теперь выступает Алексей Втюрин, а не Сергей Блинов.
Практически без раскачки оппозиционер пустился в политику: «На всех судах против меня происходит одно и то же. Главная цель – забрать мое избирательное право». По его словам, если ему будет вынесен обвинительный приговор, то баллотироваться он не сможет еще три года. Адвокаты Навального выступили с двумя ходатайствами: о прекращении уголовного преследования и о передаче дела обратно в прокуратуру. Второе было отклонено, а для оглашения первого, по словам Втюрина, еще не наступило время. Это будет возможно после оглашения обвинительного заключения.
Затем защита выступила с требованием отвода судьи. Причина такая: Втюрин – непосредственный подчиненный Блинова (зампред суда. – «НГ»). На этом первый день процесса и закончился. Втюрин покинул зал, пообещав каждый день проводить такие же заседания с 9 утра до 6 вечера. Адвокаты Навального и он сам возражали. Оппозиционер, кстати, заявил, что сегодня процесса не будет: его адвокат Ольга Михайлова занята в другом деле, да и он собирается покинуть Киров.
Навальный назвал судебный сценарий провокацией и конфликтом и заявил: властям «нужно как можно быстрее вынести приговор, чтобы снова лишить меня права участвовать в выборах».
Чем конкретно закончится суд, сейчас понять трудно. Но известно, чего ждать от него в процессуальном плане. По словам адвоката Владимира Постанюка, «рассмотрение уголовного дела должно проводиться в ином составе суда и в его ходе должны быть соблюдены все процессуальные стадии уголовного судопроизводства – судебное следствие, допрос свидетелей, потерпевших, подсудимых, прения сторон и последнее слово». При этом юрист заметил, что процесс должен быть проведен с учетом допущенных нарушений, установленных Европейским судом по правам человека (ЕСПЧ). «Какого-либо быстрого пересмотра уголовного дела действующим законодательством не предусмотрено», – подчеркнул Поставнюк.
Напомним, что в 2013-м судебные заседания длились с апреля по июль. Следовательно, нельзя и сейчас исключать такого же продолжительного забега. Есть вероятность, что дистанция окажется даже длиннее. Впрочем, существенных плюсов для противников Навального в этом сценарии не просматривается. Разумеется, можно сохранить приговор почти в неизменном виде, проведя незначительные уточнения с учетом претензий ЕСПЧ. Но ведь это можно было сделать и на стадии рассмотрения претензий Страсбурга Верховным судом РФ.
Вполне возможно, что планы у власти как раз другие. Ряд фактов вроде финансовой «поддержки», оказанной Минюстом для того, чтобы Навальный приехал в Киров, говорит о том, что затяжек с вердиктом может и не быть. Не исключено даже, что дело сложится куда лучше, чем считает Навальный. Например, ему могут снизить категорию тяжести преступления, тем самым дав возможность участвовать в выборах. Но пока концовку первого заседания следует считать открытым финалом.